ГЕРДЕР Иоганн Готфрид - Страница 6

Поэтому, по мнению Гердера, бесплодны усилия тех, кто пытается оценивать его, исходя из правил и опыта древних. «Наш первый и последний вопрос будет: «Какова почва? Из чего она возникла? Что на ней посеяно? Что на ней может родиться?» И, говоря о Шекспире, он отвечает на эти вопросы: «История, традиция, нравы, религия, дух времени, народа, чувства, язык – как всё это далеко от Греции!.. Перед Шекспиром, вокруг него были отечественные обычаи, деяния, склонности, исторические традиции». Настойчивое утверждение национальных корней имело не только теоретическое значение. Гердер продолжал усилия Лессинга в борьбе за создание немецкой национальной литературы. Так, в статьях сборника «О немецком характере и искусстве» образцами объявлялись Шекспир и Оссиан. Но Гердер не призывал подражать англичанам, он советовал учиться у них, следовать, в частности, примеру собирателю народных песен Томасу Перси (1729–1811 гг.), и срочно заняться собиранием и изучением народных песен: «Последние остатки живого народного образа мыслей всё стремительнее катятся в бездну забвения! Свет так называемой культуры, подобно раковой опухоли, разъедает всё вокруг себя!» В предисловии к сборнику народных песен (1779 г.) Гердер напоминает об эпохе Реформации XVI в., когда «песнями сражались не хуже, чем Писанием, особенно если они затрагивали князей и общественные дела». Боевой обличительный смысл народных песен подчёркнут и в поэтическом посвящении Гердера к последнему изданию «Народных песен». Отстаивая мысль о самобытности каждой национальной литературы, он заранее отвергает любые попытки провозгласить исключительные права какой-либо нации, неизменно исходит из равенства наций, больших и малых. Развивая идею самобытности культуры, Гердер поддерживает учение о гении, сыгравшее такую важную роль в идеологии и эстетике движения «Бури и натиска». В Германии приобрёл большую популярность трактат Эдуарда Юнга (1683–1765 гг.) «Мысли об оригинальном творчестве», и штюрмеры охотно на него ссылались. На немецкой почве до Гердера о роли гения много говорил Гаманн, но Гердер выдвигает понятие гения преимущественно в полемике против нормативной эстетики: «Поэт, бог драмы! Часы на башне не отбивают тебе положенный срок, ты сам творишь границы времени и пространства, и если ты способен создать целый мир, который существует лишь во времени и пространстве, тогда ты найдёшь в нём самом меру его времени и пространства; в тот мир ты должен ввести зачарованных зрителей, внушив им эту меру, или ты будешь тем, о чём я уже сказал выше, – то есть чем угодно, только не драматургом». Примером такого гения для Гердера является Шекспир. Вместе с тем он для него всеобъемлющ, как природа: «Он говорит языком всех возрастов и всех человеческих характеров». Мир шекспировских образов Гердер соотносит с понятием Бога у Бенедикта Спинозы: «Это – Пан, Вселенная!» И эта характеристика Шекспира в категориях спинозовского пантеизма свидетельствует о преклонении Гердера равно как перед английским драматургом, так и перед голландским мыслителем. Гердер (как и Лессинг) резко ополчается против классицизма. Но, противопоставляя Шекспира французским классицистам, он не просто утверждает его превосходство, а исходит из своего учения о самобытности – национальной и исторической. Дело не в том, что французы неправильно понимали принципы античной драмы, а в том, что и создатели античной драмы, и Шекспир, и сами французские классицисты творили в разных условиях. Для Гердера ясно, что, если бы Аристотель видел драмы Шекспира, он создал бы особую теорию, отличную от той, которая была сформулирована на основе художественного опыта Софокла.

 



 
PR-CY.ru