Словарь по христианству Г ГЕРДЕР Иоганн Готфрид

ГЕРДЕР Иоганн Готфрид

ГЕРДЕР Иоганн Готфрид (1744–1803 гг.) – немецкий писатель и теолог, историк культуры, создатель исторического понимания искусства, считавший своей задачей «всё рассматривать с точки зрения духа своего времени», критик, поэт второй половины XVIII в. Родился в протестантской семье бедного школьного учителя. Его мать происходила из семьи сапожника, а отец был церковным звонарём. В ходе Семилетней войны 1756–1763 гг. территория Восточной Пруссии была занята русскими войсками. В 1762 г. Гердер с подачи русского военного врача отправился в Кёнигсбергский университет с намерением изучать медицину, однако вскоре предпочёл теологический факультет, который окончил в 1764 г. Там он слушал лекции Иммануила Канта (1724–1804 гг.) по логике, метафизике, моральной философии и физической географии, а также брал уроки языков у философа-иррационалиста Иоганна Георга Гаманна (1730–1788 гг.); тогда же он увлёкся идеями Жан-Жака Руссо (1712–1778 гг.). Они оказали на него значительное влияние. Воздействие таких противоположных по духу наставников навсегда запечатлелось в противоречивости гердеровской натуры, сочетавшей в себе качества учёного-вольнодумца, одного из духовных вождей движения «Буря и натиск», с одной стороны, и правоверного протестантского пастора, – с другой. Его юношеским литературным дебютом стала анонимно опубликованная в 1761 г. ода «Gesanges an Cyrus» («Песнь Киру») на восшествие на престол российского императора Петра III Фёдоровича (1761–1762 гг.). В 1764 г. Гердер уехал в Ригу, где при содействии И.Г. Гаманна занял место преподавателя в соборной школе, а после сдачи в следующем году богословского экзамена служил также пасторским адъюнктом. В 1767 г. Гердер получил выгодное предложение в Петербурге, но не принял его. Основные идеи новой философско-просветительской программы были изложены им в «Дневнике моего путешествия» в 1769 г. Деятельность Гердера знаменует собой новый этап просветительства в Германии, характеризующийся пробуждением первых ростков недоверия к рационалистическим принципам раннего Просвещения, повышенным интересом к проблемам личности и её внутреннему миру. Его увлечённость просветительскими идеалами привела к напряжённым отношениям с рижским духовенством, и в 1769 г. он подал в отставку. На протяжении ряда лет Гердер путешествовал по Франции, Голландии, Германии, затем навсегда поселяется в Веймаре, где в 1776 г., не без участия Иоганна Вольфганга фон Гёте (1749–1832 гг.) получает высокую должность генерального суперинтенданта, т.е. первого духовного лица страны (будучи им там же и умер). С молодым Гёте Гердер познакомился в 1770 г. в Страсбурге, общение с которым способствовало его приобщению кругу идей литературного движения «Буря и натиск». Вместе с Гёте он много занимается биологией, увлекается философией Бенедикта Спинозы (1632–1677 гг.). В работах этих лет ему удаётся синтезировать и обобщить ряд передовых идей современного ему естествознания, что особенно отчётливо проявило себя в сформулированной им идее органического развития мира, прослеживаемого на разных уровнях единого мирового организма, начиная от неживой и живой природы и заканчивая человеческой историей. Главные исследовательские интересы мыслителя были сосредоточены в сфере социальной философии: проблемы истории общества, морали, эстетики и т.д. Программным документом движения «Буря и натиск» стал небольшой сборник «О немецком характере и искусстве» (1773 г.), куда наряду со статьёй Гёте «О немецком зодчестве» были включены две работы Гердера: «Извлечения из переписки об Оссиане и о песнях древних народов» и «Шекспир». В центре внимания авторов – вопросы истории культуры, осмысление прошлого вообще и, как подчёркнуто в заглавии, национального своеобразия немецкой культуры.

 



 
PR-CY.ru