ГАССЕНДИ Пьер - Страница 3

Врождённых идей нет. Идеи, кажущиеся врождёнными (например, идея причинности) – только вывод из повторяемости явлений. Инстинкт – результат привычки в наследственности. Единственное, что врождено нам – это любовь к самому себе; из неё вытекает стремление к приятному и старание избежать неприятного, или хотение (appetitus). Хотение не проявляется без содействия воображения и разума; если оно основывается только на данных воображения, – это хотение неразумное, или страсть; хотение, вытекающее из данных разума, есть воля; воля всегда сопровождается действием. Наши действия свободны, но их свободу надо искать не в воле, а в разуме. Нам свойственно поступать на основании мотивов, которые нам представляет разум; разум склонен любить истину, но для того, чтобы найти её, он должен сосредоточивать своё внимание, не поддаваясь хотению, – в этом и заключается свобода. Как согласовать эту свободу с Божественным провидением – это неразрешимая для нас тайна. Таким образом, материалистические тенденции в его философии соседствовали с уступками теологии, с признанием Божественного провидения. Однако эти уступки были в значительной степени вынужденными. Противоречивость взглядов, обусловленная трудностями, с которыми приходилось сталкиваться передовой философской мысли, стремление скрыть антицерковную, бунтарскую суть своего учения под оболочкой благонамеренных заверений, показательны и для других крупнейших философов-вольнодумцев, современников Гассенди. Этические воззрения, утверждавшие право человека на земное счастье и тоже тесно связанные с учением Эпикура, изложенные в «Системе философии», он сознательно противопоставлял аскетическому мировоззрению, которое утверждалось церковью. Этика Гассенди посвящена двум вопросам: в чём состоит цель нашей жизни и как достигнуть этой цели. Он утверждал, что единственная цель жизни – счастье. Истинное счастье заключается в здоровом теле и спокойной душе – а спокойствие даёт только добродетель, т.к. она не сопровождается ни раскаянием, ни сожалением. Спокойствие есть высшее наслаждение, ибо оно есть цель всякого движения. Правда, человек стремится к наслаждению движением, потому что природа вложила в него это стремление для самосохранения и продолжения рода. Но, ставя его выше покоя, он забывает, что оно есть только средство для достижения последнего. Своё исследование Гассенди заканчивает доказательством существования Бога, Его свойств и его провидения. Идея о Боге не есть идея врождённая, а между тем она присуща всем людям. Гассенди объясняет это предрасположением разума к допущению существования Бога при первом указании чувств на единство и гармонию Вселенной. Поэтому разум познаёт Бога как всесовершеннейшее существо, Творца и руководителя Вселенной. Гассенди был одним из немногих учёных XVII в., который интересовался историей науки. Его сочинения изданы в 1658 г. в Лионе; среди них есть несколько сочинений по астрономии и механике; одно из них, «De proportione qua gravia decidentia accelerantur» (1646 г.), посвящено вопросу падения тел под влиянием силы тяжести. Философия Гассенди оказала плодотворное воздействие на развитие передовой французской литературы. Оно было связано, в первую очередь, с развитием реалистического начала, которое становится особенно ощутимым во второй половине XVII в., в то время как в литературе «эпохи Ришелье» его удельный вес относительно мал. Скончался Пьер Гассенди в Париже 24 октября 1655 г. В 1935 г. Международный астрономический союз присвоил его имя кратеру на видимой стороне Луны.



 
PR-CY.ru