ГАНС Сакс - Страница 2

Первоначально Ганс Сакс получил известность как поэт именно стихами, объяснявшими идеи Реформации, написал более 6000 стихотворений и стал одним из известнейших поэтов XVI в. (что особенно удивительно, учитывая, что он зарабатывал на жизнь не литературным творчеством, а сапожным ремеслом). Трудолюбивый башмачник и не менее трудолюбивый поэт, он почти всю свою долгую жизнь провёл в Нюрнберге, который был одним из центров немецкой бюргерской культуры. Сакс гордился тем, что является гражданином вольного города, изобилующего выдающимися мастерами искусств и неутомимыми ремесленниками. В пространном стихотворении «Похвальное слово городу Нюрнбергу» (1530 г.) он со свойственной ему обстоятельностью описал родной город, стараясь ничего не упустить из его достопримечательностей и достойных внимания установлений. Много времени и сил он уделял «благородному искусству» мейстерзанга, почитаемому в кругах нюрнбергских ремесленников. Гансу Саксу удалось значительно расширить поэтический диапазон этого искусства, опиравшегося на строгие правила, записанные в специальных руководствах (табулатурах). В отличие от ранних мейстерзингеров, не выходивших обычно за пределы религиозных тем, Сакс охотно обращался к разнообразным темам светского, в том числе шванкового, характера. Один и тот же материал часто встречается в разных вариантах. Шванки и фастнахтшпили (масленичные представления) Сакса написаны в нюрнбергской традиции. Кроме того, ему принадлежат комедии и трагедии, сюжеты которых восходят к Античности, Средневековью или библейской традиции. Часто они носят дидактический и/или сатирический характер. Наиболее известны фарсы «Школяр в раю», «Корзина разносчика». Современникам он был известен, прежде всего, как мейстерзингер, уже при жизни был одним из самых читаемых авторов, его произведения ставились на сцене. В 1558 г. Ганс Сакс сам начал издание своих сочинений и затем постоянно пополнял его новыми шванками, фастнахтшпилями, драмами, стихами и прозаическими диалогами. Кроме того, он был известен как сторонник и распространитель Реформации. С 1523 по 1526 гг. выпускал диалоги-листовки на тему Реформации. За это ему было запрещено заниматься литературной деятельностью, и Сакс был вынужден зарабатывать на жизнь профессией сапожника. В 1529 г. Нюрнберг объявил себя протестантским городом, и запрет был снят. Гансу Саксу приписывают авторство тринадцати сохранившихся мелодий-моделей, или «образцовых тонов» (нем. «Meistertöne»), на которые распевали (по принципу контрафактуры) не только стихи самого Сакса, но и стихи многих других мейстерзингеров. Однако не следует думать, что прилежный башмачник, на досуге сочинявший стихи, знал только свою мастерскую да нюрнбергских ремесленников, о которых он столь лестно отзывался в «Похвальном слове городу Нюрнбергу». Ганс Сакс много читал, о многом размышлял. Ему были известны произведения античных, средневековых и ренессансных авторов, будь то «Декамерон» Боккаччо, шванки, народные книги или «Энеида» Вергилия, будь то труды историков или естествоиспытателей. И он охотно делился с читателями познаниями. Так возник ряд его дидактических стихотворений: «Описание всех сословий и профессий» (1568 г.) и «О различных красивых платьях и одеждах» (1588 г.) с гравюрами Иоста Аммана, «О возникновении Богемской земли и королевства» (1537 г.), «О разрушении могущественного города Трои» (1545 г.), шпрух (изречение, притча назидательного характера) «О животных, с описанием их породы и свойств» (1545 г.) и др. Но лучше всего у Ганса Сакса получались шванки и фастнахтшпили, связанные с народной традицией. Есть у них общее с лубочными картинками: они также шероховаты и немного топорны и также подкупают своей демократической непосредственностью и почти детской наивностью. Как в сказке, земное в них причудливо переплетается с небесным («Святой Петр и ландскнехты», 1556 г.; «Сатана не пускает в ад ландскнехтов», 1556 г., «Портной с флагом», 1563 г.; «Святой Петр и коза», 1559 г.).

 



 
PR-CY.ru