ГАНС Сакс

ГАНС Сакс (1494–1576 гг.) – немецкий поэт, мейстерзингер и драматург. Его творческое наследие – важнейший памятник бюргерской городской культуры в Германии XVI в. Родился Сакс в семье портного, посещал латинскую школу, в 1509–1511 гг. учился сапожному делу, затем пять лет был странствующим подмастерьем. В это время он оказался в Иннсбруке при дворе императора Священной Римской империи Максимилиана I (1508–1519 гг.), по всей видимости, именно там решил изучить искусство мейстерзанга. Начал обучение в Мюнхене у Леонарда Нонненбека, а с 1520 г. поселился в Нюрнберге, где стал мастером сапожного дела и одновременно активным участником и одно время председателем товарищества мейстерзингеров. В 1519 г. женился на 17-летней Кунигунде Кройцер, которая умерла в 1560 г. В 1561 г. женился вторично, на молодой вдове Барбаре Харшер. От первого брака имел семь детей, ни один из которых его не пережил. С самого начала поддержал Реформацию в варианте Мартина Лютера (1483–1546 гг.). Его увлекло реформационное движение. В аллегорическом стихотворении «Виттенбергский соловей» (1523 г.) он приветствовал выступление М. Лютера. Полемическим задором наполнены прозаические диалоги Сакса «Спор между каноником и башмачником» (1524 г.), обличающие невежество католического клира. Резкие выпады против католической церкви содержались также в стихотворных подписях к циклу гравюр, клеймивших злодеяния папства и предрекавших ему гибель («Чудесное пророчество о папе», 1527 г.). Однако с годами Сакс убеждался, что неустройство, царящее в Германии, не может быть всецело отнесено к проискам папистов. Он видел, что империю раздирают смуты князей, вражда сословий. Германия напоминала ему Древний Рим периода упадка, который шёл навстречу гибели. Беда, по мнению Сакса, заключалась в том, что немцы забыли об общей пользе, каждый заботится только о себе. К этому выводу поэт приходит в стихотворении «Разговор богов о смутах в священной Римской империи» (1544 г.). Но вернётся ли в Германию Общая Польза? Уступит ли ей дорогу Корысть? Ганс Сакс не слишком в этом уверен. Ведь эгоизм представляется ему самым цепким и разрушительным пороком. Корыстолюбие делает человека бессердечным и лживым. А там, где торжествует эгоизм, нет места для верности и правды (аллегорическое стихотворение «Корыстолюбие – ужасный зверь», 1527 г.). Как и другие бюргерские поэты, Сакс был склонен к дидактизму; даже весёлые шванки (сатирические рассказы в стихах) имеют у него, как правило, назидательную концовку. Той же задаче служат любимые поэтом аллегорические композиции. Ганс Сакс искренне жалел бедных и угнетённых и желал, чтобы большие господа и богатеи не доводили трудовой люд до сумы и тюремной решётки. Он любил свою отчизну и хотел видеть её единой, мирной и процветающей. Но на сословную структуру общества он не посягал, полагая, что, хотя все люди и равны перед Богом, они самим Творцом предназначены для выполнения разных обязанностей. И в своих нравственных воззрениях Ганс Сакс обычно не выходил за пределы бюргерской морали. Он ратовал за трудолюбие и честность, за дружную семью, не знающую раздоров и своеволия. Каждый труженик обязан соизмерять свои расходы с доходами. Домашний очаг был для него эмблемой благополучия, олицетворением прочности земных связей. В будничном мире таилась для него уйма поэзии. В стихотворении «Вся домашняя утварь, числом триста предметов» (1544 г.) обстоятельно и не без наивного пафоса Ганс Сакс описал окружающий его мир вещей. Каждая деталь этого натюрморта дорога автору, и дорога потому, что любой названый в стихотворении предмет, изготовленный искусными руками взыскательного мастера, прославляет полезный человеческий труд, а поэт, непосредственно связанный с ремесленной средой, умел ценить труд и видел в нём основу земного бытия.

 



 
PR-CY.ru