ГРАБАРЬ Игорь Эммануилович

ГРАБАРЬ Игорь Эммануилович (1871–1960 гг.) – русский советский живописец, реставратор, искусствовед, теоретик искусства, просветитель, музейный деятель, педагог, профессор, даже архитектор; академик АХ СССР (1947 г.), академик АН СССР (1943 г.), Народный художник СССР (1956 г.); лауреат Сталинской премии первой степени (1941 г.). Природа наделила его многими дарованиями, которые, к немалому удивлению окружающих, он сумел реализовать. Родился в Будапеште (ныне Венгрия) в семье галицко-русского общественного деятеля, депутата австрийского парламента Эммануила Грабаря. Крещён православным священником сербского происхождения, восприемником был Константин Кустодиев, дядя художника Бориса Михайловича Кустодиева (1878–1927 гг.). Дедом Грабаря по материнской линии был Адольф Добрянский, выдающийся деятель галицко-русского движения, а матерью – Ольга Грабарь, также занимавшаяся русской просветительской деятельностью в Галиции. Вскоре после рождения сына, отец с семьёй был вынужден бежать из Венгрии в Италию, где устроился в качестве домашнего преподавателя детей миллионера Павла Павловича Демидова (1839–1885 гг.), а спустя около трёх лет переехал с ними в Париж. В 1876 г. родители Грабаря поселились в Российской империи. С 1880 по 1882 гг. Игорь Грабарь жил с семьёй в Егорьевске Рязанской губернии, где в местной гимназии преподавал его отец; учился в прогимназии и посещал занятия Варвары Житовой, сводной сестры писателя Ивана Сергеевича Тургенева (1818–1883 гг.). После окончания гимназии Игорь Грабарь учился в Москве (в 1882–1889 гг.) – в лицее цесаревича Николая (окончил в 1889 г. с золотой медалью). Осенью 1889 г., почти без гроша в кармане он едет в Петербург, поступает в университет, учится там в течение четырёх лет на двух факультетах сразу (юридическом и историко-филологическом) и упорно готовится к поступлению в Академию Художеств. В отличие от старшего брата, Владимира, ставшего известным юристом, Игорь предпочёл карьеру художника. Ещё в Москве он посещал занятия по рисованию Московского общества любителей художеств и все выставки, изучал коллекцию Третьяковской галереи и другие собрания Москвы, а в 1894 г. поступил в Петербургскую академию художеств, где его руководителем некоторое время был Илья Ефимович Репин (1844–1930 гг.). В это время он зарабатывал себе на жизнь сочинением юмористических рассказов и иллюстрациями для журналов. Летом 1895 г. на каникулах Игорь Грабарь совершил поездку в Берлин, Париж, Венецию, Флоренцию, Рим, Неаполь. В Италии его настолько потрясли творения мастеров Возрождения, а в Париже – работы импрессионистов и постимпрессионистов, что Грабарь на протяжении 1896–1900 гг. колесит по Европе «с целью детального и углублённого изучения мирового искусства и получения архитектурного образования». В 1900 г. он возвращается в Россию, и тут начинается, по признанию художника, самый его «творческий период». В 1903 г. Игорь Грабарь переехал в Москву, и с этого времени принимал участие в выставках «Мира искусства» в «Салоне» и «Союзе русских художников». Вскоре после переезда в Москву он познакомился с художником Николаем Васильевичем Мещериным (1864–1916 гг.); неоднократно посещал усадьбу Мещериных Дугино (ныне – посёлок Мещерино в Ленинском районе Московской области).

 



 
PR-CY.ru