ГИРЛАНДАЙО, Доменико ди Томмазо Бигорди - Страница 4

О мастерской Гирландайо сохранился только один платёжный документ от 1490 г., благодаря которому известно, что салон-мастерская в это время находилась на Пьяцца Антинори и была частью ателье архитектора и резчика по дереву Баччо д’Аньоло, с которым Доменико организовал коммерческое предприятие и исполнил несколько заказов. Мастерская Гирландайо была одним их крупнейших художественных предприятий Флоренции двух последних десятилетий XV в. В 1477–1478 гг. Доменико вновь работал в Сан-Джиминьяно, создав там одно из своих самых поэтичных произведений – фрески в капелле Святой Фины в церкви Колледжата. С декабря 1478 г. по февраль 1479 г. Гирландайо был в Пизе. В местном музее сохранилась картина «Мадонна с младенцем на троне со св. Иеронимом, Ромуальдом, и двумя святыми», которую исследователи относят к этому времени. В 1480 г. Доменико Гирландайо женился на Констанце, дочери Бартоломео Нуччи, родившей ему четверых детей: в 1481 г. Бартоломео, который стал астрономом и философом, и, будучи монахом конвента Ангелов (Санта-Мария-дельи-Анджели), получил чин приора в 1522 г. (умер в 1543 г.); в 1483 г. – Ридольфо, единственного из девяти детей Гирландайо, который пошёл по стопам отца и стал живописцем; в 1484 г. – Антонию, и год спустя ещё одну дочь – Франческу. После того, как супруга Гирландайо скончалась во время родов, он вновь женился (в 1488 г.) на Антонии, дочери сера Паоло Паоли, вдове из Сан-Джиминьяно, подарившей ему ещё пятерых детей (трёх дочерей и двух сыновей), один из которых в 1507 г. стал монахом в монастыре Санта-Мария-дельи-Анджели под именем Микеланджело. Судя по всему, Доменико Гирландайо большую часть своей жизни провёл во Флоренции в доме на Виа дель Арьенто, рядом с известной старинной остерией и винной лавкой «Челло ди Чардо», выезжая в другие города только для исполнения художественных проектов. От 31 мая 1481 г. сохранился документ о выплате денег Доменико и Давиду Гирландайо монахами конвента св. Донато за роспись трапезной (однако фрески не сохранились). К этому времени Доменико Гирландайо стал настолько успешным и известным мастером, что в 1481 г. папа Римский Сикст IV (1471–1484 гг.) пригласил его вместе с другими знаменитыми живописцами расписать капеллу в Ватикане, которая впоследствии получит название Сикстинской. Помимо Гирландайо там работали Сандро Боттичелли, Пьетро Перуджино, Лука Синьорелли, Бернардино Пинтуриккио и др. Они написали ряд фресок, опоясывающих капеллу по всей длине её стен. Эти фрески сохранились, за исключением двух, находившихся на алтарной стене и впоследствии уступивших место росписи Микеланджело «Страшный суд». Гирландайо закончил там работу в первой половине 1482 г., написав две фрески: «Воскресение Иисуса Христа» (не сохранилась) и «Призвание апостолов Петра и Андрея» (сохранилась). Фреска «Призвание апостолов», в которую он включил портреты наиболее значительных представителей Флоренции, служивших в Риме, отличалась стройностью композиционного построения. Эта работа имела большой успех и произвела особенное впечатление на тех флорентийцев, кто удостоился чести быть увековеченным в папской капелле, о чём они поспешили сообщить своим родственникам во Флоренцию. Доменико возвратился в родной город в зените славы и был буквально завален заказами. 5 октября 1482 г. он получил первый официальный заказ от флорентийского правительства (это было особо почётно): украшение фресками Зала лилий в Палаццо Веккьо. Там Доменико работал с братьями и помощниками из своей мастерской. Из написанных в это время многочисленных фресок наиболее известны росписи алтаря в капелле Спассетти в церкви Санта-Тринита (1483 гг.) на сюжеты из истории св. Франциска и росписи в хоре церкви Санта-Мария-Новелла (эта работа так и не была завершена).

 



 
PR-CY.ru