Словарь по христианству Г ГВИДО Рени

ГВИДО Рени

ГВИДО Рени (1575–1642 гг.) – итальянский живописец, глава болонской школы (после братьев Карраччи). Девяти лет от роду поступил в ученики к проживавшему в Италии фламандскому живописцу Денису Калверту (около 1540 – 1619 гг.), затем перешёл в школу Лодовико Карраччи (1555–1619 гг.), из неё перешёл с целью усвоить технику фресковой живописи к Феррантини, а в 1596 г. отправился в Рим, где занялся основательным изучением произведений Рафаэля Санти (1483–1520 гг.). Ещё до своего приезда в этот город, Гвидо Рени расписал фасад палаццо Цани в Болонье и исполнил для тамошней церкви Сан-Микеле-ин-боско образ «Святой Бенедикт в пустыне». В Риме написал по заказу кардинала Боргезе картину «Распятие святого Петра» (около 1605 г., Рим, Ватикан). Однако вскоре Рени вырабатывает свой стиль, представляющий наиболее яркое выражение одного из течений, наблюдаемых в искусстве Италии XVII в. – так называемое «классицистическое» направление раннего барокко, которое характеризуется сдержанностью художественного языка, а также строгостью идеализированных форм. Со всей полнотой манера Гвидо Рени впервые раскрывается в знаменитой «Авроре» (1613–1614 гг., Палаццо Роспильози), написанной в технике фрески на плафоне римского Палаццо Роспильози. На фоне золотисто-жёлтого неба окружённый хороводом граций мчится Аполлон на колеснице. Летящая вслед за ним Аврора сыплет цветы на землю и свинцовое море, которого ещё не коснулись лучи солнца. Линеарно-пластическая трактовка форм, уравновешенная композиция, построенная подобно станковой картине, а также противопоставление разных, но притушённых красок, делают эту фреску исключительно показательной для ранней стадии развития барочной декоративной живописи. Те же черты, но с большей надуманностью поз проявляются и в позднейшей станковой картине – «Атланта и Иппомеи» (около 1625 г., Неаполь). После возвращения на родину Гвидо Рени пишет «Избиение младенцев» (Болонская Пинакотека). В первый период своей деятельности он примкнул к господствовавшему тогда в итальянской живописи натуралистическому направлению, причём, подобно другим ученикам Карраччи, подпал в сильной степени под влияние Микеланджело Меризи да Караваджо (1571–1610 гг.). Вскоре Рени снова отправился в Рим по вызову папы Павла V (1605–1621 гг.), который поручил ему расписать стены капеллы в квиринальском дворце сценами из жития Богородицы и заказал «Поклонение кресту» для церкви Сан-Грегорио. В свои религиозные картины – «Рай» для церкви Сан-Доменико, «Вознесение» для церкви Сан-Амброджио (в Болонье), «Распятие» для капуцинской церкви в Генуе (Болонская пинакотека), «Собирание небесной манны» и другие фрески в равенском соборе – Гвидо Рени нередко вносит черты сентиментализма и слащавости. В ряде других работ идеализированность образов не исключает их естественности и глубины чувства («Оплакивание Христа», Болонья, Пинакотека, 1613–1614 гг.; «Мадонна с Младенцем», Нью-Йорк, частное собрание, конец 1620 гг.). Натуралистическое стремление Гвидо Рени особенно ярко выразилось в ватиканском «Распятии», которое по своей концепции и по типам фигур очень схоже с изображениями пыток, обычными у итальянских художников того времени. К числу его произведений в том же роде относится картина из берлинского музея «Святой Антоний и Павел отшельники». В 1622 г. Гвидо Рени трудился над украшением капеллы св. Януария в Неаполе, но вскоре был вынуждён удалиться оттуда, спасаясь от преследований и мести со стороны завидовавших ему живописцев Джовании Ланфранко (1582–1647 гг.) и Хосе де Риберы (1591–1652 гг.). В среднюю пору своего творчества Рени старался передавать более тёплое и нежное чувство и достигать красоты и грациозности (как, например, в «Авроре» палаццо Роспильози). В последний период жизни он изображал типы чисто внешней женской красоты, причём придавал своим красавицам чересчур мягкие расплывчатые формы. Болонская школа в это время наводнила искусство Италии слащавыми и безжизненными картинами Гвидо Рени и его ещё менее значительными подражателями. Колорит Рени, прежде весьма свежий и яркий, в эту пору упадка его таланта стал тусклым и бледным. Его головки святых стали сентиментальными и однообразными в своей приторной красоте, колорит отличается глухим коричневым тоном, фактура – клеёнчатой склизкостью и заглаженностью. Под конец своей жизни Гвидо Рени предался игре, страсть к которой мало-помалу погубила его талант. Он был учителем целого ряда живописцев: Лаури, Лолли, Динарелли, Элизабеты Сирани, Джесси, Сементи, Марескатти, Руджиери, Кантарини, Лафранко, Читтадини, Бьянкуччи и многих других. Из его картин наибольшей известностью пользуются: «Подвиги Геркулеса» (Лувр, Музей), «Се человек» (Дрезденская галерея), «Клеопатра» (Плаццо Питти, Флоренция), собственный портрет (Капитолийский музей) и женский портрет (Мадридский музей). В Государственном Эрмитаже есть 11 картин Гвидо Рени, из которых лучшими считаются: «Поклонение пастырей» (№ 182), «Поклонение волхвов» (№ 183), «Святое Семейство на пути в Египет» (№ 184), «Пётр» (№ 186), «Отцы церкви, рассуждающие о бессемянном зачатии» (№ 187), «Святой Иероним» (№ 188), «Похищение Европы» (№ 189) и «Юность Мадонны» (№ 191). Картина «Юность Мадонны (или Богоматери)» привлекает интимностью передачи занятых шитьём миловидных девушек. Гвидо Рени известен также как гравёр; им были исполнены, между прочим, эстампы «Богоматерь с Младенцем» (по собственной картине) и «Святое Семейство», с картины Аннибале Карраччи (1560–1609 гг.).

 
PR-CY.ru