ГУГО, Хуго ван дер Гус - Страница 2

«Оплакивание Христа», родственное своей патетикой Роже ван дер Вейдену, отличается смелой, оригинальной композицией. Видимо, несколько позже (1474–1478 гг.) написан алтарный триптих «Поклонение пастухов» (Санкт-Петербург, Эрмитаж) – самое известное произведение Ван дер Гуса и один из главнейших памятников нидерландской живописи, впоследствии получивший название «Алтарь Портинари» (Флоренция, Уффици). В начале 1470 гг. флорентийский купец Томмазо Портинари, долгие годы представлявший интересы банка Медичи в Нидерландах, заказал Ван дер Гусу триптих с изображением Рождества. Перед художником была поставлена необычная для нидерландской живописи задача – создать большое, монументальное произведение с крупными по масштабу фигурами. Сохраняя основные элементы иконографической традиции, Ван дер Гус создал совершенно новую композицию, значительно углубив пространство картины и расположив фигуры по пересекающим её диагоналям. Увеличив масштаб фигур да размера натуры, художник наделил их мощными, тяжёлыми формами. В один из приездов в родную Флоренцию Томмазо Портинари пожертвовал флорентийской церкви госпиталя Санта-Мария Новелла алтарь. Огромный, высотой два с половиной метра и шириной почти шесть метров, он при открытых боковых створках сразу же привлёк к себе внимание флорентийцев. Взору входившего в церковь в день религиозного праздника, когда створки алтаря были распахнуты, открывалось чудесное и волнующее зрелище. Картина передавала сцену поклонения Младенцу Христу. В центральной части вокруг лежащей на земле крошечной фигурки новорождённого Христа, на некотором расстоянии от Него, как бы боясь нарушить незримый ореол сияния, исходящего от божественного Младенца, в молитвенном благоговении опустились на колени ангелы. На первом плане находится новорождённый Иисус – слабый и беззащитный Младенец, окружённый группой людей, которые смотрят на Него с восхищением и умилением одновременно. Мадонна тихая и кроткая, но преисполнена душевного подъёма и материнской гордости за своё дитя. В торжественную тишину врываются справа из глубины пастухи. Их простые, грубые лица озарены наивной радостью и верой. На боковых створках складня зритель видел донаторов (Томмазо Портинари, его жену Марию Барончелли и их детей) в сопровождении святых-покровителей, удостоенных чести быть свидетелями чудесного события. Земные люди и обитатели рая объединились в этой сцене поклонения. Эти изображённые с изумительным реализмом люди из народа имеют равное с другими фигурами значение. Мария и Иосиф также наделены чертами простых людей. Не нарушая единства среды, художник, однако, цветом, холодными голубоватыми и белыми тонами, лишающими фигуры телесности, выделил группу ангелов и Христа как принадлежащих небесному миру. В этом произведении выражено новое представление о человеке, новое понимание человеческого достоинства. Картина поражает не только умелым соединением величия замысла с совершенством исполнения, но и психологической глубиной в изображении фигур, в передаче настроений от священного трепета пастухов до божественной грусти Марии.

 



 
PR-CY.ru