ГЕРАРД Давид - Страница 5

Работа Давида над алтарём Червара, его знакомство с искусством Ломбардии и Лигурии, поставили живописца в идеальное положение для передачи бесценного итальянского опыта своим ученикам. В значительной степени этому способствовало появление в мастерской Давида помощников из Ломбардии. Первые намёки на изменение стиля стали очевидны в «Мадонне с Младенцем и четырьмя ангелами». Видно, что Давид усвоил уроки итальянских современников: эффектные светотени подчёркивают композиционно завершённое расположение центральных фигур в нишеподобной сени деревьев. Тонкое моделирование растушёванных граней явное указывает на то, что Давид был знаком с работами Леонардо да Винчи, открывшего сфумато. Сложный баланс светов, глубоко насыщенные оттенки синего и зелёного обеспечивают убедительное и естественное расположение фигуры Богоматери с Младенцем на руках. Здесь пейзаж выполняет важную композиционную функцию, а не просто заполняет свободное пространство. Изображая эту группу, Давид открывает новые способы визуальной передачи традиционного сюжета – Богородица уже не икона, а любящая мать, которая ухаживает за своим ребёнком. Эта панель (обрезанная по верхнему краю), вероятно, является левой створкой диптиха или триптиха. Правым крылом, возможно, является «Распятие» в Берлине. Покровитель живописи, Бернардин Сальватис, был каноником в церкви св. Донациана в Брюгге. Он изображён со святыми Мартином, Бернардом (имя его святого покровителя), и Донацианом (титульным святым церкви, в которой служит каноник). Все фигуры обращены вправо, что подчёркивает их преданность по отношению к центральной фигуре. Нищий на заднем плане является атрибутом св. Мартина, который поделился с ним своим плащом. Инновации Давида в применении изобразительных приёмов итальянских художников раннего Возрождения и смещение акцента с традиционных иконографических изображений Богоматери и Младенца на изображение их человеческого присутствия были восприняты его современниками Квентином Массейсом и Йосом ван Клеве, антверпенскими художниками. К тому времени Антверпен начинает играть в жизни Нидерландов ту роль, которую до него выполнял Брюгге. В 1515 г. Давид вступил в гильдию художников Антверпена, чтобы иметь возможность продавать там свои картины, хотя продолжал жить в Брюгге до конца своей жизни. Панель, созданная в мастерской Давида незадолго до смерти мастера по заказу антверпенских купцов, с центральной частью триптиха «Поклонение волхвов», отражает современное значение города как нового коммерческого, политического и культурного центра Северной Европы. В поздних произведениях художник жертвует живостью и изяществом ради достижения утончённости и сдержанной строгости. Его произведения высоко ценились, и он был постоянно занят выполнением городских и частных заказов. Умер 13 августа 1523 г. и был похоронен в Брюгге. После реконструкции городского кладбища в XIX в. могила художника была утрачена. Из многочисленных учеников Давида только Адриан Изенбрант, Альберт Корнелис и Амбросиус Бенсон стали известными художниками. Исследователи отмечают также известных антверпенских живописцев Иоахима Патинира и Ян Госсарта, по прозванию Мабюз, которые начинали свою карьеру в мастерской Давида.



 
PR-CY.ru