ГЕРАРД Давид

ГЕРАРД Давид (около 1460/1470 – 1523 гг.) – нидерландский живописец, представитель раннего Северного Возрождения. Его произведения мягкие и сочные, хорошая передача освещения, поэтичность пейзажных мотивов. Большей частью это является безличным повторением устоявшихся в нидерландской живописи композиционных схем XV в., однако художник, не отступая от традиционной иконографии, вводил в свои произведения фантастический пейзаж (так будут поступать все последующие фламандские мастера). Исследователи считают шедеврами две его работы – «Суд Камбриса» (1498 г.) и «Крещение Христа» (находятся в Муниципальной художественной галерее в Брюгге). Родился Герард Давид в городке Аудеватер в Северных Нидерландах, работал в мастерской отца, позднее переехал в Харлем. О раннем периоде его жизни мало что известно. Вопрос о точной дате его рождения и месте первоначального обучения до сих пор остаётся открытым. Есть основания предполагать, что родился он около 1455 г. в Аудеватере (сведения почерпнуты из надгробной надписи) и первые уроки живописи получил в мастерской своего отца; в Брюгге он впервые упоминается в документах в 1484 г. Как художник сформировался в Голландии. По стилю его живопись близка работам харлемского мастера Альберта ван Оуватера (около 1415 – около 1475 гг.); исследователи предполагают, что Давид был его учеником. В 1484 г. поселился в Брюгге, учился у Ганса Мемлинга (1433/1435 – 1494 гг.), под влиянием которого стиль Герарда значительно изменился: в его картинах появились более аристократические образы, которые пришли на смену простонародным типажам ранних работ. В этом отразилось увлечение художника искусством Роже ван дер Вейдена (1399/1400 – 1464 гг.); очевидно, на живопись Давида повлияли и сильные в Брюгге фламандские традиции колоризма, идущие от братьев Ван Эйков и Ганса Мемлинга. Лёгкому изяществу Мемлинга Гарард противопоставлял тяжёлую пышность и праздничную торжественность; его грузные коренастые фигуры обладают ярко выраженной объёмностью. В своих творческих поисках Давид опирался на художественное наследие Яна ван Эйка (около 1390 – 1441 гг.). В это время интерес к искусству становится довольно характерным явлением, искусство времени ван Эйка приобретает значение своего рода «классического наследия», что, в частности, находит выражение и в появлении значительного числа копий и подражаний. С 1494 г. Герард был городским живописцем в Брюгге, предположительно был учителем Адриана Изенбранта (около 1490 – 1551 гг.). В 1484 г. вступил в Гильдию св. Луки, а в 1501 г. занял в ней пост декана. Благодаря удачному месторасположению вблизи западного побережья, с лёгким доступом к Атлантическому океану через систему каналов и реку Цвин, фламандский город Брюгге в XV в. стал главным экономическим и дипломатическим центром Западной Европы с особенно сильными торговыми связями в Италии, Испании, Англии и немецких территориях. Дворец Принсенхоф, построенный Филиппом Добрым в 1429 г., был любимой резиденцией герцогов Бургундских, чьи регулярные визиты с полной свитой создавали в городе праздничную атмосферу. Не удивительно, что концентрация богатства, власти и престижа привлекли большое количество высококвалифицированных художников, для которых преимущества жизни и работы в Брюгге были несомненными. После прибытия в Брюгге Давид, благодаря своему таланту и умению учитывать пожелания заказчика, быстро приобрёл популярность. В 1487–1488 г. городские власти предложили ему написать серию панелей для кабинета заместителя бургомистра в ратуше. Эта крупная картина приняла форму большого диптиха, который впервые упоминается в городских архивах как «Страшный суд», но который на самом деле изображает «Суд Камбиса».

 



 
PR-CY.ru