ГЕРТГЕН тот Синт-Янс - Страница 2

На средней доске был изображён «Христос на кресте». Створки также были большого размера и расписаны с обеих сторон. Средняя доска и одна из створок погибли или во время религиозных смут, или во время осады Гарлема. Внутренняя часть сохранившейся створки изображает «Оплакивание Христа». Несимметричное расположение фигур, построение пространства по диагоналям, уходящим вглубь, напоминают картины Гуго ван дер Гуса (около 1420/1425 – 1482 гг.). Фигуры близких Христа охвачены тихой скорбью, в то время как под крестами на Голгофе царит беспокойное оживление. Уродливые, кривляющиеся палачи с отталкивающей внешностью олицетворяют зло, жестокость и бесчеловечность, царящие на земле. Такое же противопоставление имеет место в сцене «Сожжение останков св. Иоанна Крестителя» – второй части триптиха. Исследователи в сцене сожжения останков Иоанна Крестителя находят юмор и сатиру: их внимание привлекает изображённая слева на среднем плане группа людей, присутствующая при нахождении останков, – групповой портрет гарлемских иоаннитов, благородному облику которых противостоят уродливые, суетливые палачи со зверскими лицами, бросающие в огонь кости святого. Обе картины отличаются смелой новизной в разработке композиции. Художник оказывается предтечей важных новаций в нидерландском искусстве, изобразив в этой работе портреты заказчиков братьев-иоаннитов. Тем самым были заложены основы жанра группового портрета, получившего большое распространение в XVI–XVII вв. Гертген наивно и просто соединяет вместе несколько индивидуальных портретов, очень точно передаёт черты лиц, но одинаковые позы, повороты голов, скованные жесты рук, похожая монашеская одежда создают однообразие. От портретов Гертгена прямой путь ведёт к первым светским портретам такого же типа, которые возникли в Северных Нидерландах в XVI в. И хотя их создатели сделали большой шаг вперёд, сумев преодолеть рамки церковного искусства, приёмы трактовки человеческой личности и коллектива мало чем отличались от приёмов Гертгена. Большое место в его произведениях уделяется пейзажу. Для усиления рельефности фигур первого плана художник пользуется резкими контрастами света и тени. Группы построены с большим мастерством. Гертген обогатил трактовку пейзажа, первым написав ночную сцену, в которой источником света является младенец Христос. В известном произведении «Поклонение Младенцу» (Лондон, Национальная галерея) ночная тьма озарена мерцающим светом. Символическое содержание художник выражает реалистическими средствами, наполняющими образ наивной поэзией: мрак ночи озаряется светом, исходящим от божественного Младенца, Богоматери и маленьких ангелочков, собравшихся у его изголовья. Это – первая ночная сцена в западноевропейской живописи. Несколько позже была написана небольшая замечательная картина «Святой Иоанн Креститель в пустыне» (1485 г., Берлин-Далем, Картинная галерея государственного музея), в которой фигуры и пейзаж, образ человека и природа составляют единое, неразрывное целое. В передаче пейзажа полностью преодолено деление на отдельные планы, разделённые кулисами. Вместо традиционного изображения аскета в пустыне Гертген создал образ простого человека, предающегося меланхолическому размышлению.

 



 
PR-CY.ru