Словарь по христианству Г ГАНС Гольбейн Старший

ГАНС Гольбейн Старший

ГАНС Гольбейн Старший (около 1465–1524 гг.) – немецкий живописец. Он был старшим в известной семье художников, к которой принадлежали его брат Зигмунд и сыновья Амброзиус и Ганс Гольбейн Младший. При упоминании имени «Гольбейн» обычно вспоминаются замечательные портреты Ганса Гольбейна Младшего, но очень немногие ценят Ганса Гольбейна Старшего, который оказался как бы в тени мировой славы своего сына. Однако этот художник сыграл чрезвычайно важную роль в становлении искусства Южной Германии на рубеже XV–XVI вв. Он был единственным живописцем среди целого поколения, сумевшим достаточно глубоко воспринять новые принципы ренессансного искусства. Ганс Гольбейн Старший являлся главой большой мастерской; оказал влияние на многих немецких художников, в том числе на такого мастера, как Маттиас Грюневальд (1470/1475 – 1528 гг.). Он был крупнейшим немецким портретистом до Альбрехта Дюрера (1471–1528 гг.), главным представителем реалистического направления в швабской школе. Натурализм, полный жизни и характерности, не лишён был у него благородства. Наконец, невозможно переоценить значение творчества этого живописца для формирования самостоятельной художественной концепции Ганса Гольбейна Младшего. В ранних произведениях Ганса Гольбейна Старшего заметно влияние фламандской школы, а также Мартина Шонгаура (1435/1440 – 1491 гг.), в позднейших – воздействие итальянского Возрождения. Некоторые его работы ранее приписывались юношескому периоду его более знаменитого сына и тёзки. Ганс Гольбейн Старший родился в городе Аугсбурге, в семье ремесленника, занимавшегося обработкой кожи. В юности он много путешествовал. Предполагают, что он работал в мастерской Мартина Шонгауэра и посетил Нидерланды. К 1494 г. художник вернулся в родной город и женился на дочери преуспевающего аугсбургского живописца Фомы Бургмайра. У него рождаются два сына – Амброзиус и Ганс. Дела Гольбейна шли очень успешно, он встал во главе большой мастерской, одной из самых значительных в Южной Германии. Сначала ближайшими помощниками Ганса Гольбейна были его брат Зигмунд и Леонард Век, потом в деятельность мастерской активно включаются очень способные к живописи сыновья. Процветанию мастерской во многом способствовала атмосфера Аугсбурга, который к концу XV в. становится центром Швабии, крупнейшим торговым и ремесленным городом, где развиваются оружейное дело, книгоиздательство и прикладное искусство. Художники пользуются покровительством богатейших семей. Аугсбургские гуманисты, советники императора Максимилиана I (1508–1519 гг.), способствуют распространению знаний о новейших явлениях европейской культуры. Свободный космополитический дух города в значительной степени обусловил не только развитие искусства живописи, но и органичное восприятие идеалов Ренессанса. Желание следовать моде и удовлетворять вкусы образованных заказчиков привело к культу внешней красоты формы, порой за счёт утраты глубокого внутреннего содержания. В этой художественной ситуации Ганс Гольбейн Старший лучше других мастеров сумел воспринять и выразить новые эстетические идеалы эпохи, что в конечном итоге и определило его лидирующее положение среди аугсбургских живописцев. Многие из них начинают подражать его живописной манере; к числу его последователей и учеников исследователи относят Ганса Бургмайра (1473–1531 гг.), Иорга Брея Старшего (1475–1537 гг.), Мартина Шаффнера (около 1478 – 1548 гг.) и некоторых других художников. Слава Ганса Гольбейна Старшего выходит за пределы Аугсбурга, его приглашают работать во многие города Южной Германии. В 1499 г. он работает в Ульме, два года спустя пишет алтарные картины для доминиканцев во Франкфурте-на-Майне. В начале XVI в. художник неоднократно выполняет заказы эльзасских монастырей, а в 1516 г. принимает решение окончательно переехать в Эльзас и поселяется в Изенгейме, где и умирает спустя восемь лет. В последние годы жизни, после закрытия аугсбургской мастерской Ганс Гольбейн Старший работает вместе со своими сыновьями. С сыном Гансом он создаёт росписи интерьеров и фасадов дома Якова Гертенштейна в Люцерне, в которых сцены охоты сочетались с жанровыми композициями.

 



 
PR-CY.ru