ГАРНАК, Харнак Адольф фон - Страница 4

Гарнак признавал, что история протестантизма после Реформации не была безоблачной, поэтому именно пиетизм хранил внутри протестантизма евангельский дух. Взгляды Гарнака на процесс разработки догмы во время тринитарных и христологических споров также полны высокого интереса и влияют на всех новейших исследователей. В России широкая публика получила возможность знакомиться с воззрениями Гарнака не по их изложениям, а по переводам. В 1905 г. появился четвёртым изданием сокращённый «Lehrbuch» в «Crundriss der Dogmengeschichte» под заглавием «История догматов» в шестом томе «Общей истории европейской культуры» (издание Брокгауза – Ефрона). Его сочинение «Сущность христианства» было несколько раз переведено на русский язык (между прочим, в пятом томе той же «Общей истории европейской культуры»). В Берлине профессорская деятельность Гарнака протекала без больших потрясений, если не считать волнений в ортодоксальных кругах, вызванных его взглядами на происхождение апостольского Символа веры. Брошюра, излагающая эти взгляды («Das apostolische Glaubensbekenntniss») вызвала ропот и бурную полемику и с 1892 по 1897 гг. выдержала 27 изданий. Гарнак очень много занимается Новым Заветом. В 1906–1911 гг. он выпустил четыре тома «Введение в Новый завет», в которых высказался по вопросу о синоптиках и дал такую постановку проблеме об авторе книги «Деяний апостолов», которая стала событием в богословском мире. Гарнак близко стоял к русской церковно-исторической науке: он знал русский язык и давал сочувственные отзывы о диссертациях протоиерея Иванцова-Платонова, профессора Лебедева, Глубоковского и др. Сущность Евангелия, по Гарнаку, состоит в проповеди о владычестве над всем миром и над каждой отдельной душой всемогущего и святого Бога, Отца и Судьи. Оно наступило в деяниях Христа: «Слепые видят, хромые ходят и т.д.». Под этим владычеством, дающим людям права гражданства в небесном царстве, которое осуществится в грядущей жизни, жизнь каждого человека, отдавшего себя Богу, обеспечена, хотя бы он лишился мира и земного существования. Евангелие появилось, когда «время исполнилось». Оно есть Иисус Христос. Этими положениями утверждается, что Евангелие представляет завершение всего мирного развития, и его сила проявилась в личной жизни. Христос создал новую жизнь перед Богом и в Боге, но в рамках иудейства и на основании Нового Завета, скрытые сокровища которого Он вынес на свет. Верующие в Новом Завете получили новую силу от того, что Евангелие стало жизнью и делом личности, величие которого сказалось в том, что оно не бралось за преобразование мирских условий, не давало устава для будущего, не сковало себя со временем вообще. Владычество Бога налагает на людей закон, превышающий всякое религиозные церемонии и предписания. Этот закон старый (и всё же новый), он требует нераздельной любви к Богу и к ближнему. В этой любви осуществляется лучшая праведность, соответствующая совершенству Бога. Путь, ведущий к ней, – изменение образа мыслей, т.е. самоотвержение, покорность Богу и душевное доверие к Нему. В покорности и доверии содержится признание собственной недостойности. Евангелие призывает именно мыслящих так грешников в Царствие Божье, обещая им насыщение праведностью, т.е. прощение грехов, отделявших их от Бога.

 



 
PR-CY.ru