ГВАРДИНИ Романо - Страница 2

Процессы постижения мира Гвардини трактует как «конкретно-жизненное отношение» конкретного человека к конкретному предмету или явлению. Таким образом, интуиция и рациональное познание оказываются взаимообусловленными, не встречаясь в чистом виде. Анализируя в контексте «внутренней саморазорванности» античеловеческий характер и планетосоразмерный масштаб мировых войн XX в., Гвардини, в частности, стремился изыскать ответы на вопрос о сути культуры людей, её моральной и жизненной ценности. Важнейший труд послевоенного времени «Конец Нового времени» продолжает раскрывать противоречивость и взаимовлияние Средних веков, Нового времени и современной цивилизации. По убеждению Гвардини, современная техника и определяемая ею индустриальная цивилизация несовместимы с идеей саморазвивающейся творческой личности и автономного субъекта. Он считал, что традиционная гуманистическая культура Европы, основанная на возрожденческом провозглашении высшей ценностью оригинальности человека, на тезисе о «гениальности в индивидуальности» романтизма, умирает: в мире «невозможны боги» и «господствует техника». Человек теряет собственное положение смыслового центра мироздания. По мнению Гвардини, «наука больше не должна заботиться о ценностях, её дело – исследовать, независимо от того, что из этого выйдет; искусство существует только для самого себя, и его действие на человека его не касается; сооружения техники – это произведения сверхчеловека и имеют самостоятельное право на существование; политика осуществляет власть государства, и ей нет дела ни до достоинства, ни до счастья человека...» Техника, попавшая в распоряжение государственной машины власти, согласно Гвардини, порабощает, в первую очередь, людей; современные технические системы в условиях индустриальной цивилизации не допускают автономного существования саморазвивающейся творческой личности; злоупотребления властью в итоге становятся не столько вероятными и возможными, сколько неизбежными. Чтобы спасти своё человеческое, глубинное начало, человек должен не участвовать (как раньше) в борьбе между мирским бытием и религиозной жизнью, а почувствовать заново желание соединить в себе личное и абсолютное. Путём «опосредствованного чувствования» человек, «будучи однажды поставлен Богом в самом себе, не может быть ни замещён, ни подменён, ни вытеснен». Иначе говоря, отказываясь от свободы индивидуального саморазвития и творчества, человек призван «всецело сосредоточиться на своём внутреннем ядре и попытаться спасти самое существенное». Едва ли случайно слово «личность» постепенно выходит из употребления, и на его место заступает «лицо» (Person). Это слово имеет почти стоический характер, указывающее не на развитие, а на определение, ограничение, не на нечто богатое и необычайное, а на нечто скромное и простое, что, тем не менее, может быть сохранено и развито в каждом человеческом индивиде. На ту единственность и неповторимость, которая происходит не от особого предрасположения и благоприятных обстоятельств, но от того, что этот человек призван Богом. Утверждать такую единственность и отстаивать её – не прихоть и не привилегия, а верность кардинальному человеческому долгу. Совокупность именно таких людей, с точки зрения Гвардини, конституируют совершенно нетрадиционную для европейской социальности общность: «...Масса... не есть проявление упадка и разложения... это историческая форма человека, которая может полностью раскрыться как в бытии, так и в творчестве, однако раскрытие её должно определяться не мерками Нового времени, а критериями, отвечающими её собственной сущности... Такой человек не устремляет свою волю на то, чтобы хранить самобытность и прожить жизнь по-своему... Он принимает и предметы обихода и формы жизни такими, какими их навязывает ему рациональное планирование и нормированная машинная продукция, и делает это, как правило, с чувством того, что это правильно и разумно». Гвардини пытался представить концепцию «включённости» человека в сложный и противоречивый мир техники посредством веры. Он полагал, что в будущем произойдут изменения как самого человека, так и христианского мировоззрения. Благоговейно воспринимая бытие, человек, согласно Гвардини, должен учиться видеть и созерцать мир, как бы даже «не желая» его. По его мнению, таким даром владели благороднейшие мыслители – в частности, святой Фома и Гете: «Во взгляде Гёте и Фомы есть благоговение, оставляющее вещи такими, каковы они есть в себе. Это – взгляд ребёнка, доверенный взрослому... Он видит великое и малое, благородное и низкое, видит, как сплетены друг с другом жизнь и смерть...». Соч. на русском языке: Конец Нового времени // Вопросы философии. 1990 г. № 4; О Церкви. М., 1995 г.



 
PR-CY.ru