Словарь по христианству Г ГВАРДИНИ Романо

ГВАРДИНИ Романо

ГВАРДИНИ Романо (1885–1968 гг.) – немецкий католический философ и теолог итальянского происхождения. Изучал политические и естественные науки в Берлине, Мюнхене, Тюбингене, философию и теологию – во Фрейбурге и Тюбингене. Католический священник (с 1910 г.), магистр теологии (с 1915 г.), приват-доцент в Бонне (с 1921 г.), ординарный профессор философии религии и католического мировоззрения в Берлине (с 1923 г.). Отстранён от преподавания и лишён звания профессора нацистами в 1939 г. Вернулся в университетские аудитории в 1945 г. Профессор в Тюбингене (с 1946 г.) и в Мюнхене (с 1949 г.). Его первые работы и пастырская деятельность в рамках движения католической молодёжи «Quickborn» (нем. «Родник») были направлены на формирование «христианского мировоззрения» средствами философии религии и философии культуры. Основные философско-теологические сочинения: «О духе литургии» (1917 г., в течение пяти лет переиздавалась 12 раз), «Противоположность. Опыт философии жизненно-конкретного» (1925 г.), «Киркегоровская идея абсолютных парадоксов» (1929 г.), «Человек и мысль. Исследование религиозной экзистенции в великих романах Достоевского» (1932 г.), «Христианское сознание. Исследование о Паскале» (1935 г.), «Ангел в "Божественной комедии" Данте» (1937 г.), «Мир и лицо» (1939 г.), «К истолкованию "существования" у Райнера Мария Рильке» (1941 г.), «Форма и содержание пейзажа в поэтическом творчестве Гельдерлина» (1946 г.), «Свобода, милость, судьба» (1948 г.), «Конец Нового времени» (1950 г.), «Власть» (1951 г.), «Забота о человеке» (1962 г.), «О Гёте, о Фоме Аквинском и о классическом духе» (1969 г.) и др. Основания миропредставления Гвардини являли собой религиозную версию философии экзистенциализма и персонализма. Вслед за Вильгельмом Дильтеем (1833–1911 гг.), Георгом Зиммелем (1858–1918 гг.) и Максом Шелером (1874–1928 гг.), Романо Гвардини отвергал позитивизм и абстрактный рационализм, усматривая смысл философствования в постижении «конкретно-живого» (целостности, порождённой «нераздельными» и «неслиянными» моментами) в существовании людей. В произведении «Противоположность. Опыт философии жизненно-конкретного» он отмечает, что противоречивость – основная черта жизни. Исследуя формы противоречий, Гвардини делит их на группы, определяет их перекрёстные взаимоотношения, их внутренние тенденции и равновесие. Наиболее плодотворным понятие «жизненно-конкретного» оказалось при анализе феноменов культуры, в частности, различных типов мировоззрения (Сократ, Фома Аквинский, Блез Паскаль, Сёрен Кьеркегор, Иоганн Вольфганг Гёте, Фёдор Михайлович Достоевский и др.). В противоречивости бытия он видит творческое напряжение сил, определившее миропонимание великих людей. Исследуя их мировоззрение, Гвардини приходит к выводу, что «возможность устойчивого равновесия» открывается в абсолютной жизни Бога, поскольку «Богу не противостоит равная сила». Он не подавляет, но Его всемогущество проявляется в неудержимой притягательной силе, влекущей к себе сердца людей с разным мышлением, и через их сердца эта сила изливается в мир, открывая путь к истинной жизни. Познание, по Гвардини, есть «конкретно-жизненное отношение» конкретного человека к конкретному предмету. Следуя парадигме Николая Кузанского (1401–1464 гг.) и развивая её, он постулировал универсальный статус идеи и явления противоположности в рамках повседневной жизни людей (на анатомо-физиологическом, эмоциональном, интеллектуальном и волевом уровнях). Противоположность, по Гвардини, – род «явленности», действительная и созидательная основа жизни. Гвардини вычленяет три главных группы противоположностей: интраэмпирические (акт и строй или динамика и статика, форма и полнота, целое и жизненно особенное); трансэмпирические (творческий акт и порядок или производство и расположение, изначальность и правило, овнутрение и выхождение из себя или имманенция и трансценденция); трансцендентальные (родство и обособленность, членение и связность). Все эти элементы, по мысли Гвардини, стремятся и способны в известном смысле (и в бесконечном числе вариантов) взаимозависеть, что продуцирует имманентные напряжения всей системы. Диады противоположностей, согласно Гвардини, образуют «энантиологические ряды», или первичную структурную противоположность, которая охватывает всё, подлежащее осмыслению. Это и является предметом «энантиологической социологии».

 



 
PR-CY.ru