Словарь по христианству Г ГАДАМЕР Ганс-Георг

ГАДАМЕР Ганс-Георг

ГАДАМЕР Ганс-Георг (1900–2002 гг.) – немецкий философ, один из самых значительных мыслителей второй половины XX в., известен, прежде всего, как один из основоположников философской герменевтики. Профессор философии в Лейпциге (с 1939 г.), ректор Лейпцигского университета (1946–1947 гг.), профессор философии в Гейдельберге (с 1949 г.). Главный труд: «Истина и метод. Основные черты философской герменевтики» (1960 г). Основные сочинения: «Диалектическая этика Платона» (1931 г.), «Гёте и философия» (1947 г.), «Диалектика Гегеля» (1971 г.), «Диалог и диалектика» (1980 г.), «Хайдеггеровский путь» (1983 г.), «Похвала теории» (1984 г.) и др. Родился в протестантской семье. Его мать умерла от диабета, когда Гансу-Георгу было только четыре года. Он вырос в Бреслау, где его отец был профессором фармацевтики в местном университете, после возглавивший кафедру в Марбурге. Изучал философию, историю литературы, историю искусств и евангельскую теологию сначала в Бреслау, затем в Марбурге, куда они с отцом переехали в 1919 г. Там в 1922 г. защитил кандидатскую диссертацию под руководством Пауля Наторпа (1854–1924 гг.) и Николая Гартмана (1882–1950 гг.). В 1923 г. Ганс-Георг познакомился с преподававшим там Мартином Хайдеггером (1889–1976 гг.). В Марбурге Гадамер дополнил своё образование изучением классической филологии на кафедре П. Фридлендера (1924–1927 гг.). В 1929 г. под руководством М. Хайдеггера защитил диссертацию «Диалектическая этика Платона (Феноменологическая интерпретация «Филеба»)». С того же года преподавал философию в университетах Марбурга и Киля (профессорское звание получил в 1937 г.). В национал-социалистической партии не состоял. С 1939 по 1947 гг. – профессор в Лейпцигском университете, одновременно – директор института философии, также в 1946 г. – декан философского факультета, а в 1946–1947 гг. – ректор университета. С 1947 по 1949 гг. возглавлял кафедру философии в университете Франкфурта-на-Майне. Затем занял кафедру в университете Гейдельберга, которой руководил Карл Ясперс (1883–1969 гг.), после сменил его. В 1953 г. основал журнал «Philosophische Rundschau». С 1962 по 1966 гг. возглавлял Немецкое философское общество. После выхода на пенсию (в 1968 г.) в течение двадцати лет активно работал в качестве приглашённого профессора за рубежом, прежде всего, в США (до 1989 г.); лекционную деятельность оставил в конце 1980 гг. Почётный профессор МГУ (с 2000 г.). Известность Гадамеру принёс его труд «Истина и метод» (1960 г.). Союз «и» в названии работы обозначает не столько связь «истины» с «методом», сколько их определённую несовместимость. Демонстрируя «неметодическую» суть человеческого познания, Гадамер стремится показать, что способ познания, связанный с понятием науки и с заложенным в её основу понятием метода, является далеко не универсальным. Культурно-историческая традиция знает различные способы человеческого отношения к миру. Исследователи выделяют три основные формы связи человека с миром, три основных вида опыта и, соответственно, три измерения, в которых разворачивается бытие человека: «эстетическое», «историческое» и «языковое» (им соответствуют три основных раздела книги). Все три термина несут на себе печать условности, т.к., во-первых, они не обозначают принципиально различных сфер, а, во-вторых, сложившийся за последние полтора столетия характер их использования привёл к обеднению их значения. Записанное в раздел «эстетики» искусствоведение недопустимо сузило опыт истины, обретаемый в искусстве и посредством искусства. Под влиянием Иммануила Канта (1724–1804 гг.), который усматривал основу прекрасного в априорной структуре субъективности, произошло забвение того обстоятельства, что искусство есть способ раскрытия истины. Историзм XIX в. изъял из исторической сферы «герменевтическое измерение»: историю стали изучать вместо того, чтобы её понимать.

 



 
PR-CY.ru