ГАРМОНИЯ ЕВАНГЕЛЬСКАЯ - Страница 3

Несторианский епископ г. Хадитты Ишодад Мервский, автор многочисленных комментариев на Священное Писание, в предисловии к комментарию на Евангелие от Марка (середина IX в.) пишет о Диатессароне как о вещи вполне для него известной: «Татиан же, ученик Иустина, философа и мученика, сделал выборку из четырёх евангелистов; перемешав, он сделал Евангелие и назвал его Диатессарон, т.е. смешанное. А о Божественности Христа он не написал. Комментарий на него написал Мар Ефрем». В евангельских комментариях Ишодад неоднократно привлекает чтения Диатессарона для сравнения с каноническим текстом. Это свидетельствует о том, что Диатессарон, по-видимому, не был запрещён и имел определённое хождение. В комментарии на Мк. 1:2 Ишодад называет место составления Диатессарона: «...другие (говорят), что в этой книге, т.е. в Диатессароне, который составлен в Александрии, вместо «как написано у Исаии пророка» сказано “у пророков”». Из возможных объяснений этого сообщения наиболее вероятным является то, что здесь опять имеет место путаница между Татианом и Аммонием Александрийским. Другой несторианский писатель, Ишо бар Али (ум. в 1001 г.), поместил в составленном им на сирийском и арабском языках лексиконе статью, посвящённую Диатессарону. В сирийской части статьи он приводит известные ему из разных рукописей названия Диатессарона: «диастарсон» и «диакуатрон»; по-видимому, первое является искажением исходного слова, а второе – сирийской передачей латинского de quattuor (из четырёх). В арабской части статьи Диатессарон называется «смешанное» (евангелие), и говорится о том, что оно составлено из четырёх Евангелий. Повторяется сообщение Феодорита, что Татиан изъял из евангельского текста генеалогии Христа. В другом лексиконе, составленном во второй половине X в. Абу-ль-Хасаном ибн Бахлулем, также имеется статья, посвящённая Диатессарону. В одной из сохранившихся рукописей содержится добавление, в котором сообщается, что Диатессарон был «составлен в Александрии Татианом епископом». Поскольку утверждение ибн Бахлуля, что Татиан был епископом, не находит исторических подтверждений, по-видимому, оно отражает тот авторитет, которым пользовался Диатессарон: у столь чтимой книги и автор должен был быть святым или хотя бы епископом. Однако такое отношение было не повсеместным. Яковитский епископ Моисей бар Кефа (ум. в 903 г.), говоря о Диатессароне, называет его составителя Татиана «еретиком». Название «Диатессарон» бар Кефа передает в искажённом виде: «Тасарон». Другой яковитский епископ, Дионисий бар Салиби (ум. в 1171 г.) в комментарии на Новый Завет повторяет сведения, имевшиеся уже в более ранних свидетельствах, и добавляет к ним, что Диатессарон начинался с Ин. 1:1: «В начале было Слово». Кроме того, он повторяет сообщение ибн Бахлуля о том, что Диатессарон был составлен в Александрии «Татианом епископом». По-видимому, свидетелем той же традиции является яковитский писатель XIII в. епископ Григорий (Бар Эвройо). В комментарии на Священное Писание он упоминает Диатессарон, называя его «смешанным» и подтверждая, что он начинался с Ин. 1:1 и что преподобный Ефрем Сирин написал на него комментарий. Бар Эвройо приписывает авторство Диатессарона Аммонию Александрийскому. Дословные совпадения с Дионисием бар Салиби позволяют исследователям сделать вывод, что оба автора пользовались одним источником информации о Диатессароне. Таким образом, большинство древних авторов, говорящих о Диатессароне, называют его автором Татиана. При этом ни в одном из сохранившихся источников текста Диатессарона о его авторе ничего не говорится. Несмотря на это, научная традиция признает авторство Татиана.

 



 
PR-CY.ru