ГАРМОНИИ ВЕРЫ И РАЗУМА ТЕОРИЯ

ГАРМОНИИ ВЕРЫ И РАЗУМА ТЕОРИЯ – теологическая теория о соотношении веры и разума в процессе постижения Богооткровенных истин. В завершённом виде она представлена в трудах католического теолога и философа Фомы Аквинского (около 1225 – 1274 гг.). Формировалась в полемике с фидеистическими воззрениями (см. Фидеизм), сторонники которых подчёркивали, что только на пути веры возможно признание истинности христианских догматов, с попытками рационалистической интерпретации христианской догматики в духе Пьера Абеляра (1079–1142 гг.) и с теорией «двойственной истины», стремящейся освободить разум из-под контроля веры и обосновать независимость науки и философии от теологии. Взаимосвязь разума и веры всегда находилась в центре внимания религиозной философии. Среди религиозных мыслителей шли дискуссии об оптимальной стратегии соединения усилий веры и разума. Ещё Августин Блаженный (354–430 гг.), делавший в традиции христианского платонизма акцент на важности божественного озарения в познании, полагал, что в постижении мира человек неминуемо опирается первоначально на авторитет, имеющий своим истоком веру, однако не может им ограничиться и использует далее потенциал разума. В противовес теологам, которые придерживались фидеистических взглядов, Фома Аквинский считал, что некоторые догматы христианской религии, в том числе догмат о бытии Бога, поддаются рациональному обоснованию. Для подтверждения этого тезиса он сформулировал пять доказательств бытия Бога, которые пользовались большой популярностью в схоластических кругах. В то же время Фома Аквинский отмечал, что многие христианские догматы не могут быть доказаны и должны приниматься на веру, но их следует считать не противоразумными, а «сверхразумными». Вводя это понятие, он стремился показать, что между разумом и верой не существует противоречия, просто человеческий разум имеет свои пределы, достигнув которых он должен уступить место вере. Здесь прослеживается полемика Фомы Аквинского с воззрениями, подчёркивающими главенствующую роль человеческого разума в постижении Божественных истин, и с теорией «двойственной истины», которая, фиксируя противоречия разума и веры, призывала разграничить сферы их применения. В целом теория гармонии веры и разума ставит перед собой задачу преодолеть крайности фидеизма и рационализма и показать, что разум, наука и философия, с одной стороны, вера, теология и Откровение – с другой, могут гармонично сосуществовать, если разум сознаёт свои возможности в процессе постижения Богооткровенных истин и не будет выходить за их границы. В новейшей религиозной философии путь веры соотносится не только со стратегией философского разума, учитывается и то обстоятельство, что наука и соответствующие ей стандарты рациональности занимают особое место в жизни человека. В философии неотомизма гармония разума и веры обосновывается, прежде всего, в свете теории ступеней познания, предложенной Фомой Аквинским, который на базе аристотелевских понятий создал логически стройную и в то же время энциклопедически универсальную систему христианской теологии и философии. Платоническое представление Аврелия Августина о человеческой душе как независимой от тела духовной субстанции, обладающей способностью непосредственно усматривать вечные несотворённые истины (Идеи) в свете Божественного просвещения, Фома Аквинский заменяет восходящим к Аристотелю понятием души как формы тела. Душа, соединённая с телом, лишена дара непосредственного созерцания Бога и Божественных идей, но для неё открыт путь рационального познания, которое является результатом совместной деятельности чувств и интеллекта. Воздействие объектов приводит к образованию в душе их чувственных образов-подобий, от которых интеллект абстрагирует умопостигаемые формы – универсалии. В своей познавательной деятельности интеллект руководствуется первыми принципами, составляющими начала всякого знания, например, логическими законами. Эти принципы виртуально предсуществуют в душе, но окончательно формируются интеллектом только в процессе познания чувственных вещей. Согласно Фоме Аквинскому, теология и философия суть «науки» в аристотелевском понимании, т.е. системы знания, в основании которых лежат первые принципы, а из этих принципов посредством силлогистических рассуждений выводятся заключения. Теология и философия суть самостоятельные науки, поскольку принципы теологии (догматы) и принципы разума не зависят друг от друга. В настоящее время теория гармонии разума и веры используется многими католическими философами и теологами, в первую очередь, представителями современного неотомизма.

 
PR-CY.ru