Словарь по христианству Г ГАНГРСКИЙ СОБОР

ГАНГРСКИЙ СОБОР

ГАНГРСКИЙ СОБОР – поместный Собор древней церкви, созванный в Ганграх (провинция Пафлагония, диоцез Понт, ныне г. Чанкыры, Турция) в IV в. Причиной созыва Собора стали нестроения в церковной жизни, вызванные деятельностью некоторых аскетических общин, находившихся под влиянием взглядов Евстафия, ставшего впоследствии епископом г. Севастии (ум. около 380 г.). Некоторые исследователи считают, что этот Собор стал первой попыткой подчинить церковной иерархии новый образ христианской жизни – монашество, которое получило в середине IV в. стремительное и подчас хаотическое развитие на территории Малой Азии. Основанное в Египте Антонием и Пахомием монашество стало быстро распространяться и всюду на первых порах водворения начинало войну против иерархии и мира. Особенно шумным было его наступление в Пафлагонии. Во главе аскетического движения здесь стоял Евстафий, сначала друг, а потом враг святителя Василия Великого, его учитель по монашеской жизни. Евстафий быстро создал вокруг себя школу, которая своими взглядами и поведением встревожила малоазийских епископов и вызвала с их стороны крутые меры, проведённые на Гангрском соборе. Принятые Собором правила вошли в состав «Книги Правил» – канонические своды многих поместных церквей. Протоколы заседаний Гангрского собора не сохранились. Текст правил в составе послания Собора епископам Армении вошёл в так называемую Синтагму канонов – гипотетический сборник правил первого Вселенского и некоторых древних поместных Соборов, который, в свою очередь, вошёл в более обширные канонические собрания, в том числе в свод канонического права православной церкви. Его правила – драгоценный исторический памятник, дающий представление, чего хотели основатели монашества в Малой Азии. На Западе правила Гангрского собора стали известны в годы понтификата папы Зосимы (417–418 гг.). Позже папа Симмах (498–514 гг.) присвоил им апостольский авторитет. Латинский перевод правил Гангрского собора в составе Синтагмы канонов был осуществлён ещё до середины V в. и тогда же был включён в один из ранних западных канонических сборников – так называемые Versio Isidoriana. Первое издание правил Гангрского собора было осуществлено в 1608 г. Издание Ж.Б. Питра даёт разночтения по некоторым не учтённым прежде рукописям. В издании Владимира Николаевича Бенешевича (1874–1936 гг.) 1906 г. приводится текст одного из древнейших списков правил Гангрского собора (IX в.). Наиболее авторитетное современное критическое издание текста правил Гангрского собора, ориентированное на списки, которые находились в обращении у византийских канонистов XI–XII вв., осуществлено П.П. Иоанну. Важнейшим свидетельством текста правил Гангрского собора являются их древние переводы в составе различных канонических собраний: латинских, сирийских, армянских, грузинских, коптских и славянских. В сохранившихся сочинениях христианских писателей (современников Гангрского собора) упоминаний о нём нет. Некоторые исследователи связывают этот факт с тем, что участники Собора принадлежали к антиникейской партии, и последующая церковная рецепция правил Собора также является их заслугой (сочинения авторов этого круга практически не сохранились).

 



 
PR-CY.ru