Словарь по христианству Г ГАМАН Иоганн Георг

ГАМАН Иоганн Георг

ГАМАН  Иоганн Георг (1730–1788 гг.) – немецкий философ, идеолог литературного движения «Буря и натиск». Вместе с Иоганном Готфридом Гердером (1744–1803 гг.) и Фридрихом Генрихом Якоби (1743–1819 гг.) представляет реакцию против школьного рационализма и догматизма во имя свободного религиозного чувства и живой веры. Получив в Кёнигсберге основательное филологическое образование, Гаман жил домашним учителем в Риге, а затем отправился в Лондон. Он вёл беспорядочную жизнь, расстроил свои и чужие дела и впал в глубокое уныние, из которого был выведен чтением Библии и внезапным «прозрением». Вторую половину своей жизни Гаман провёл в своём родном городе, сначала на службе, потом в отставке, живя на средства одного из своих почитателей. Главный материал для биографии и характеристики Гамана дают его «Размышления о моей жизни» и многочисленные письма. Корреспондент Иммануила Канта (1724–1804 гг.) и Гердера, Гаман никогда не излагал систематически своих мыслей, и почти все его сочинения состоят из мелких статей, заметок и полемических выходок под эпатирующими заглавиями и странными псевдонимами: «северный маг», «экс-мандарин», «Рыцарь розового креста» и пр. Его неспособность к спокойному и связному рассуждению и странности стиля, граничащие с умопомешательством, исследователи склонны объяснять некоторыми особыми патологическими обстоятельствами, о которых он упоминает в своих мемуарах. По мнению Гамана, все ходячие противоположности между божественным и человеческим, идеальным и реальным, духом и природой, разумом и чувственностью, естественным светом и откровением суть лишь произведения отвлечённого рассудка школьных философов, не соответствующие истине (между прочим, и Канта, с которым Гаман состоял в переписке). По философскому содержанию мышление Гамана примыкает к представителю пантеизма Джордано Бруно (1548–1600 гг.) и его принципа совпадения противоположностей и может считаться предвестником Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770–1831 гг.); Гегель подробно анализировал взгляды Гамана. Если Бог есть действительное начало всего, то всё божественно. Но, с другой стороны, поскольку Божество сообщается или открывается нам, оно неизбежно входит в формы нашего бытия, и, следовательно, всё божественное есть, вместе с тем, человеческое. «Естествоведение и история суть два столба, на которых покоится истинная религия. Неверие и суеверие основываются на поверхностной физике и поверхностной истории». Восставая против отвлечённых и искусственных категорий, изобретаемых школьными философами, Гаман находил истинное выражение разума в языке. В вере он видел непосредственное личное состояние души, не подлежащее доказательствам и не нуждающееся в них. Божественный смысл Библии, скрывающийся под человеческой оболочкой её буквы, присутствие Бога в природе и истории, Его воплощение в Иисусе Христе, провиденциальное действие в личной жизни христианина и, наконец, бессмертие души – вот настоящие предметы живой веры. Всё прочее есть суеверие – другая форма неверия. Традиционный догматизм школьных теологов так же, как и рационалистический теизм школьных философов, есть для Гамана лишь замаскированный атеизм; папизм с его иерархией – то же самое. Монографию ему (в 1994 г.) посвятил Исайя Берлин (1909–1997 гг.). Соч.: Сократические достопримечательности (Sokratische Denkwürdigkeiten, 1759); Крестовые походы филолога (Kreuzzüge des Philologen, 1762); Метакритика пуризма разума (Metakritik über den Purismus der Vernunft, 1784, опубликовано в 1800); Мысли о моём жизненном пути (Gedanken über meinen Lebenslauf, 1759, опубликовано в 1821); И.Г. Гаман, Ф.Г. Якоби. Философия чувства и веры. Сост., вступ. ст., пер. с нем., прилож., коммент., примеч.: С.В. Волжин. – СПб., 2006; Гаман И.Г. Пять пастырских посланий о школьной драме // Идеи эстетического воспитания, т. 2. М., 1973. Лит.: Гильманов В.Х. Преодоление не-меня: О новой теории понимания одного философа из старого Кёнигсберга (И.Г. Гаман) // Кантовский сборник. – Калининград, 1997. – Вып. 20; Гильманов В.Х. «Крестовые походы» И.Г. Гамана против Просвещения // Вестник Московского университета: Серия 7. Философия. – 2005. – № 3.

 
PR-CY.ru