ГАЛЛИКАНСКИЙ ОБРЯД - Страница 10

После троекратного пения «Аллилуия»; иногда называется Laudes (Хваления) – могло петься со стихами псалма – диакон начинал чтение диптихов (Nomina); согласно Псевдо-Герману, только с именами усопших. Древнейшим свидетельством наличия этого элемента в галликанском обряде являются диптихи в приложении к «Правилам для монахов» Аврелиана Арелатского (ум. в 550 г.) и в Codex Regularum Бенедикта Анианского (около 750 – 821 гг.). С началом чтения диптихов снимался покров с Даров, которые, вероятно, осенялись крестным знамением. После диптихов читалась молитва Post nomina, содержащая intercessio о принесших Дары. В этой молитве часто встречаются эсхатологические темы лона Авраамова, refrigerium (места прохлады), земли живых, участия в Первом воскресении, освобождения из преисподней, записи в Книге жизни и т.п. После этого совершался чин лобзания мира. Благословение подавалось либо в форме «Pax vobis» или Pax sit semper vobiscum («Мир вам» или «Пусть мир пребудет с вами») – 13-я «Месса Мона», – либо в виде парафраза из 2 Кор. 13:13 (Missale Gothicum, Missale Francorum). Вероятно, лобзание народа сопровождалось пением антифона: «Pacem meam do vobis» (из Ин. 14:27), который есть в испано-мосарабских книгах. Затем читалась коллекта Pax (или Ad Pacem) о мире и единстве церкви, которая, видимо, заменила оригинальную коллекту предыдущей молитвы Post nomina с прошением о принятии Даров и молитв верных. Некоторые рукописи содержат молитву, аналогичную византийской молитве о даровании «Ангела мирна». Далее следовал диалог в начале анафоры и евхаристические молитвы. Анафора галликанского обряда отличается как от римского канона, имеющего одну переменную составляющую – префацию (правда, частью канона префация считалась только в раннее Средневековье), так и от восточных анафор, текст которых остаётся неизменным на протяжении всего литургического года. Галликанские анафоры имеют четыре фиксированных элемента: Sursum corda (Ввысь сердца), Sanctus, institutio, которое называется Secreta (Тайная) или Qui pridie (Который прежде), краткое заключительное славословие; три переменных – Contestatio; иначе называется Immolatio (Жертвоприношение), коллекту Post Sanctus (или по первым словам – Vere Sanctus (Воистину Свят), коллекту Post mysterium (или Post Secreta). Хотя евхаристические молитвы обычно обращены к Богу Отцу, для галликанского обряда характерен свободный переход в рамках одной молитвы от одного Лица Пресвятой Троицы к Другому. В Contestatio обычно содержится благодарение Бога за творение и иногда за спасение мира; начинается со слов: «Dignum et justum» («Достойно и праведно»). Примером древней Contestatio галликанского типа некоторые исследователи считают гимн «Te Deum» («Тебя Бога»); другая точка зрения – это всего лишь утренний гимн, аналогичный великому славословию. Хотя аллюзии или цитаты из Contestatio галликанского типа находят в творениях св. отцов IV–VI вв. (например, у Евхерия Лионского; ум. в 450 г.), прямых свидетельств, кроме литургических рукописей, не найдено. Sanctus редко выписывается полностью и фигурирует, в основном, в поздних романо-франкских рукописях, где он иногда оказывается литературно связан с Contestatio («...Которому справедливо все ангелы и архангелы непрестанно возглашают, говоря: “Свят...”»). Вероятно, в Галлии он был введён в состав каждой евхаристической молитвы относительно поздно (3-е правило второго Вазионского собора 529 г.), а до этого использовался только на великие праздники. По мнению современных исследователей, введение Sanctus и Post Sanctus нарушило уже сложившуюся структуру евхаристической молитвы.

 



 
PR-CY.ru