ГАЛЛИКАНСКИЙ ОБРЯД - Страница 7

К наиболее характерным относятся Ordo XIIIb с галликанскими чтениями для ночной службы; Ordo XLI с чином освящения церкви; Ordo XV, в котором фигурируют праздник апостолов Иакова и Иоанна (27 декабря) и чтение Апокалипсиса, но отсутствует Семидесятница (неделя, подготовительная к Великому посту, в Риме). Появлению полноценных Лекционариев предшествовали лекционарные заметки на полях рукописей Священного Писания. Наиболее характерными примерами системы чтений галликанского обряда исследователи признают заметки VII–VIII вв. в следующих рукописях: в Турском Пятикнижии (первая половина VI в.); в Евангелиарии св. Килиана (VI–VII вв.); во Фрайзингском Апостоле (VIII в.); в Лекционарии монастыря Тегернзе (конец VIII в.); в Лионском Пятикнижии (VII в.); в Трирском Евангелии (VIII в.); в Евангелиарии из Сен-Дени (VII в.); в Даремском Евангелии (VIII в.); в Евангелиарии в составе Codex Palatinus (V в.). В некоторых рукописях чтения представлены в виде отдельного списка. Примером галликанской системы исследователи признают список апостольских чтений в рукописи VI–VII вв. из Боббио, в которой имеются 57 перикоп для периода от Адвента до Великой субботы (заметны влияния испано-мосарабской, амвросианской и римской систем). Одним из ранних примеров полноценного Лекционария  признаются фрагменты Лекционария в Вольфенбюттельском палимпсесте (около 500 г.), происходящем из Южной или Юго-Восточной Галлии (сохранилось более половины первоначального текста, но оригинальный порядок листов мог быть иным). Характерной особенностью является наличие множества составных чтений. Не менее древними являются фрагменты так называемого Парижского Лекционария (или второго Люксёйского; конец VI – начало VII в.). В Люксёйском Лекционарии (конец VII – начало VIII в.) впервые используется преимущественно текст Библии Вульгаты, а не Vetus Latina. Текст сохранился не полностью (чтения начинаются с вигилии Рождества Христова и обрываются на середине рядовых чтений). Некоторые мессы содержат не три, а два или четыре чтения. Помимо библейских текстов выписаны несколько чтений из Пассионария и Гомилиария и библейские песни (на Пасху). Чтения во всех трёх памятниках друг с другом не совпадают. В упоминавшемся Миссале из Боббио каждому формуляру мессы предшествуют три чтения, но лекционарная система носит уже смешанный галло-римский характер. Ряд рукописей содержат только ветхозаветные и апостольские чтения. Например, Лекционарий из Селесты (около 700 г.), происходящий из Северной Италии, содержит 59 перикоп из Ветхого Завета (от первого воскресенья Адвента до Великой пятницы) и Деяний св. апостолов (для пасхального периода). Отсутствие чтений из Апокалипсиса и наименования некоторых недель (например, Dominica post albas) указывает на смешанный галликано-амвросианский тип. В той же библиотеке отдельно хранятся семь листов с апостольскими чтениями от Адвента до второго воскресенья Великого поста, но наличие чтений Октавы Рождества Христова и Семидесятницы говорит о римском влиянии. Пассионарий (Легендарий) галликанского типа сохранился в рукописи VIII в. (так называемый Codex Velseri). Псалтирь изначально содержала не только псалмы и библейские песни для служб суточного круга и мессы, но и песнопения (антифоны, респонсории). Различают два типа галликанских Псалтирей. Первый тип известен по цитатам из псалмов у Евхерия Лионского (ум. около 450 г) и представлен в рукописи VI в. из Северной Италии. Традиция связывает её появление с именем святителя Германа Парижского. К каждому псалму прибавлен один или несколько антифонов. Псалтири такого типа были распространены в Лугдунской Галлии и не имеют параллелей среди испанских памятников, а также не несут следов римского влияния; например, Псалтирь из Корби с библейскими песнями, начала VIII в., Шартрская Псалтирь, уничтоженная во время Второй мировой войны, первая Псалтирь в конце кодекса из Райхенау, в котором находятся и «Мессы Мона» (VII в.).

 



 
PR-CY.ru