ГАЛЛИКАНСКИЙ ОБРЯД - Страница 6

Сакраментарий начинается с чинов рукоположения и поставления (в том числе посвящения дев и вдов), освящения престола, сосудов и покровцов. В нём также имеются десять месс (за правителей, на память св. Илария, четыре общие на памяти святых, четыре общие для рядовых дней) и римский канон мессы с характерными «островными» элементами (например, с удвоением диптихов). К этому же типу относится фрагмент англосаксонского Сакраментария из Регенсбурга (VIII в.); известен как Сакраментарий св. Бонифация. Миссал из Боббио (первая половина VIII в.) представляет собой Сакраментарий с Лекционарием (новейшее исследование: Bobbio Missal. 2004 г.). В нём имеются чтения для рядовых дней, римский канон мессы, формуляры месс для периодов Адвента, Рождества Христова и Богоявления, пять месс для периода Великого поста с обрядами приготовления к крещению, мессы от Великого четверга до Пасхи, тринадцать памятей святых, четыре общие мессы святым, пять формуляров для воскресных дней, мессы для различных случаев и за усопших, чины поставления и посвящения (монаха, девы, аббатисы, вдовы), таинство брака, чин освящения храма и сосудов, благословение соли и воды, различные монашеские чины, пенитенциалии и проч. Несмотря на римский канон мессы, чинопоследование мессы галликанское, на что указывает наличие Трисвятого, песней пророка Захарии и вавилонских отроков, трёх чтений, диптихов, лобзания мира до анафоры и проч. Галликанские элементы присутствуют в Миссале Стоу (Missale de Stowe) – монашеском Сакраментарии ирландского происхождения (конец VIII – начало IX в.), который получил название от поместья в Бакингемшире, где он хранился после обнаружения в Германии. Особый интерес для исследователей представляют литании восточного типа (Deprecatio sancti Martini), эпиклесис между Апостолом и Евангелием (Veni sanctificator), Никейский Символ веры без Filioque, коллекта Post nomina. Канон мессы носит имя папы Геласия. Имеются галликанские формулы и песнопения для обряда преломления Святого Хлеба, молитва Post eucharistiam, чин умовения ног в таинстве крещения и др. Несмотря на множество архаичных элементов, этот памятник, как и Миссал из Боббио, свидетельствует о развитии процесса клерикализации мессы (множество апологий, молитв от первого лица и т.п.). Галликанские Contestationes встречаются в романо-франкских Сакраментариях Геласия VIII в. (так называемые Gelasiana Mixta). Галликанские епископские благословения после «Отче наш» и перед причащением для разных праздников помимо Сакраментариев (Missale Gothicum, Желлонский Сакраментарий, «Фрагмент Андерсона» и др.) встречаются также в особых литургических книгах – Бенедикционалах. Сборники благословений принято делить на группы по территориальному признаку. Германские собрания наиболее полно представлены в рукописи IX в. из Фрайзинга, которая содержит две группы благословений – A (24 формуляра) и В (161 формуляр). Собрание A представлено также в рукописях IX–X вв. Собрание B менее древнее и содержит следы римского влияния. Отдельное собрание, не относящееся к этим группам, представлено рукописью из Аугсбурга конца IX в. Британские собрания благословений, более поздние по времени, входят в состав Понтификала Эгберта Йоркского, Бенедикционала св. Этельвольда, «Миссала Леофрика». Помимо галликанского обряда такие благословения характерны для испано-мосарабского обряда. Хотя памятники типа Ordines Romani, описывающие преимущественно обрядовую сторону богослужения, отражают, прежде всего, литургическую практику Рима, после 700 г. они получили распространение и на территориях к северу от Альп. В частности, Собрание B отражает смешанный романо-франкский тип богослужения – адаптацию папского богослужения к реалиям приходских и монастырских церквей во франкских землях.

 



 
PR-CY.ru