ГАЛЛИКАНСКИЙ ОБРЯД - Страница 5

Хотя наличие ряда памятей святых указывает на Отён как на возможное место создания памятника, исследователи отмечают влияния Люксёйского монастыря, Аквитании, Нарбонской Галлии, Испании, Рима, Милана и англосаксонских или кельтских традиций. Подвижный и неподвижный циклы соединены. Среди особенностей исследователи называют отсутствие мессы Октавы Рождества Христова, празднование Успения Девы Марии в январе, наличие Rogationes (особых молебных служб). Среди 80 формуляров месс имеются также чин крещения (близкий к традиции Северной Италии, но отличный от амвросианского; Символ веры передаётся желающим креститься на Пасху на мессе праздника Входа Господня, как в испано-мосарабском и амвросианском обрядах) с чином освящения вод источника и воды для совершения таинства, благословение свечи (laus cerei), священническая молитва-апология в день Пасхи. Перед праздником св. Мартина имеются общие мессы святым (мученикам и исповедникам). Сакраментарий завершается воскресными мессами с архаичным формуляром и обрывается, вероятно, на тексте римского канона мессы. 237 из 543 молитв известны только по этому памятнику (молитвы, общие с другими Сакраментариями, также архаичны). Есть формуляры, в которых, например, евхаристическая молитва и «Отче наш» обращены к Христу. Другие молитвы начинаются обращением к Богу Отцу, а заканчиваются благодарением Сына за Воплощение. В «Готском Миссале» представлена смешанная испано-галликанская литургическая терминология. «Древний галликанский Миссал» (Missale Gallicanum Vetus, VIII в.) состоит из трёх независимых фрагментов Сакраментариев. Первый, содержащий мессу на память св. Германа Осерского, близок к «Готскому Миссалу», два других – более древние. Ряд палеографических признаков и наличие в первом фрагменте чина посвящения дев и вдов могут указывать на некий женский монастырь как на место возникновения памятника. Во втором фрагменте представлены мессы на передачу и на изложение Символа веры. В третьем фрагменте содержится римский канон мессы в сочетании с галликанскими формулярами месс для периодов Адвента, Рождества Христова, для окончания периода оглашения, две группы формуляров для трёх последних дней Страстной седмицы (одна с римскими элементами), для Пасхи с чином крещения, в котором имеется обряд умовения ног, а также с мессами на Светлую седмицу, пасхальный период, Вознесение и Rogationes. В составе месс присутствуют епископские благословения галликанского типа. Также заметно влияние кельтской и амвросианской традиций. К «Готскому Миссалу» близок Сакраментарий «Фрагмента Андерсона» (рукопись VIII в.; в настоящее время утеряна), который содержит воскресную мессу, мессы на Рождество Иоанна Предтечи и на праздник апостолов Петра и Павла. Сохранилось также множество поздних фрагментов формуляров галликанских месс VIII–IX вв. (например, месса за усопших с богатой ангелологией в Contestatio, на Рождество Христово с эпиклезой в Post secreta). К докаролингским Сакраментариям смешанного романо-франкского типа относится «Франкский Миссал» (Missale Francorum, первая половина VIII в.). Его происхождение у исследователей не вызывает сомнений, поскольку в молитвах часто упоминается Regnum Francorum (Королевство франков), а в римском каноне мессы вспоминаются свв. Иларий и Мартин; палеографические особенности указывают на регион Париж-Корби-Суасон. В этом памятнике часто используется римская терминология (например, название молитв – Super oblata). Из типично галликанских элементов выделяются коллекты Ad prophetiam (после песни пророка Захарии или ветхозаветного чтения на мессе). «Франкский Миссал» близок к древнему Сакраментарию папы Геласия (Gelasianum Vetus), испытавшему англосаксонское влияние.

 



 
PR-CY.ru