ГАЛЛИКАНСКИЙ ОБРЯД - Страница 4

В евхаристических молитвах отсутствует Sanctus (текст до institutio непрерывен). В этой же рукописи содержатся тексты литургии оглашенных (VII в.) и Антифонария (VIII в.), близкие к амвросианской традиции. В другой палимпсесте сохранился древнейший Сакраментарий ирландского происхождения, датируемый началом VII в. Поскольку более поздние ирландские Сакраментарии имеют с ним мало общего, исследователи относят этот памятник к галликанскому обряду. Он содержит службы неподвижного цикла, начиная с мессы Рождества Христова, которая, вероятно, была образцом для остальных (в её составе помимо прочего есть institutio, intercessio, «Отче наш», две молитвы после причащения, т.е. те элементы, которые обычно не выписываются). Следующие далее праздники (до праздника кафедры апостола Петра включительно) соответствуют галликанскому календарю. После лакуны выписаны службы Великого четверга, Пасхи, Светлой седмицы и Октавы Пасхи (обозначена в соответствии с ирландской традицией термином «clausula»). Далее следуют службы Вознесения и Пятидесятницы, после которых снова начинаются праздники неподвижного цикла. В конце выписана месса за усопших. Характерной особенностью месс данной рукописи является отсутствие молитвы Ad pacem (на лобзание мира). Две молитвы Post secreta (синоним Post mysterium) свидетельствуют о присутствии в составе евхаристической молитвы intercessio. В одной из молитв Post secreta (на праздник Обрезания) содержится эпиклесис, текст которого совпадает с молитвой из Деяний апостола Фомы (для ирландской традиции цитаты из апокрифов весьма характерны). Две молитвы Contestatio содержат тринитарное славословие, совпадающее с краткой (египетской) анафорой святителя Василия Великого. К этому же типу относится отрывок Сакраментария VIII в. из палимпсеста, содержащий службу св. Мартину. Образец галликанского institutio встречается в ирландском Евангелиарии «Book of Kells» (начало VIII в.). Семь месс, получивших общее название «Мессы Мона» по имени первого издателя Ф.Ж. Мона, занимают в рукописи 44 л. Каждая месса содержит одну или несколько Contestationes, причём первая воскресная (или пасхальная) месса написана гекзаметром. Другие мессы относятся к пасхальному периоду (в них развивается тема Шестоднева). Одно Contestatio – на память пророку Илии (вероятно, 20 июля), последняя месса без Contestatio – на память св. Германа Осерского (31 июля). Две молитвы Praefatio содержат аллюзии на чтение Символа веры, а в некоторых из Contestationes упоминаются чины оглашения, крещения и покаяния. По стилю и богословскому содержанию «Мессы Мона» весьма эклектичны (в частности, присутствует доктрина filioque, ссылка на авторство Венанция Фортуната, священническая молитва-апология и проч.). Сакраментарий конца VII – начала VIII в. из миланского палимпсеста принадлежит к смешанной испано-галликанской традиции. Он начинался, видимо, с мессы на Рождество Христово, но первые листы в настоящее время утеряны (сейчас начинается с памяти св. Евгения, затем Вифлеемских младенцев и т.д. до праздника Кафедры апостола Петра). Сакраментарий также содержит мессы великопостного цикла, Великого четверга, Пасхи, одного из дней Светлой седмицы, престольного праздника (in festo patroni), общий формуляр на памяти мучеников, шесть месс рядовых воскресений, мессу на память пророка Илии и за усопших (общую и за епископа). Он также весьма эклектичен по стилю (встречается цитата из «Категорий» Аристотеля, священническая молитва-апология личного характера и проч.), прослеживается влияние римского обряда. «Готский Миссал» (Missale Gothicum, конец VII – начало VIII в.), озаглавленный так ещё в XV в., считается наиболее полным по составу (отсутствуют только первые листы с мессами Адвента, рукопись начинается с мессы на Рождество Христово).

 



 
PR-CY.ru