ГАЛЛИКАНИЗМ, галликанство - Страница 10

Папа де-факто разрешил расширение регалии короля за счёт присвоения духовной регалии. Людовик XIV в 1693 г. заявил, что больше не требует от духовенства в обязательном порядке проповедовать принципы, содержащиеся в «Декларации…», а каждый из участников ассамблеи 1682 г. направил новому папе Иннокентию XII (1691–1700 гг.) письмо с извинениями. Но уступки с французской стороны носили формальный характер. Король утвердил за собой права регалии, а галликанская доктрина преподавалась в семинариях и развивалась в богословских диссертациях. С 1690 гг. королевский галликанизм пошёл на спад. Король Франции повёл решительную борьбу против янсенизма и нуждался в поддержке со стороны папы. В этих условиях королевская власть перешла почти на позиции ультрамонтанства. Этому противостоял парламентский галликанизм. В конце XVII – первой половине XVIII в. парламентский галликанизм и янсенизм были тесно связаны и противостояли как папству, так и королевской власти. Галликанские епископы, в основном, были на стороне короля, а большинство низшего духовенства и общественное мнение поддерживали прогалликанский и проянсенистский Парижский парламент. В 1705 г. по просьбе Людовика XIV папа Климент XI (1700–1721 гг.) выпустил осуждавшую янсенистские сочинения буллу «Vineam Domini», которая вызвала критические комментарии некоторых французских епископов и протесты со стороны Парижского парламента, а участники состоявшейся вскоре ассамблеи духовенства, принимая буллу, напомнили о галликанских вольностях. Они отметили, что епископы имеют право выносить заключения по доктринальным вопросам, а решения папы обязательны для всей католической церкви, если они были одобрены Собором. Позднее Людовик XIV обратился к папе Клименту XI с просьбой осудить взгляды популярного янсенистского проповедника Паскье Кенеля (1634–1719 гг.) и его сторонников. Изданная папой булла «Unigenitus» (8 сентября 1713 г.) была с одобрением воспринята королём. Однако в статьях буллы осуждались не только высказывания П. Кенеля, но и принципы галликанизма, поэтому французские юристы и многие священнослужители отнеслись к ней отрицательно. Большинство епископов приняли буллу, но перед её распространением на местах сочли необходимым сопроводить её собственными разъяснениями. Тем самым они недвусмысленно давали понять, что, по их мнению, решения, принимаемые в Риме, на территории Франции нуждаются в санкции местных епископов. Ещё более категоричной была оппозиция Парижского парламента. Вдохновляемый канцлером Анри Франсуа д'Агессо (1668–1751 гг.) парламент отказался зарегистрировать буллу, а без этого она не имела законной силы во Франции. 113 французских епископов, в конце концов, уступили, но восемь (в том числе архиепископ Парижский кардинал Луи Антуан де Ноай) продолжали выступать против буллы. За 1714 г. вышло около 200 сочинений с её критикой. После смерти Людовика XIV 20 прелатов обратились к регенту Франции (в 1715–1723 гг.) герцогу Филиппу Орлеанскому с просьбой добиться от папы разъяснений по поводу буллы «Unigenitus». Появились требования созвать Поместный собор французской церкви для её обсуждения. Эту идею поддержали, подписав соответствующее воззвание, около 7 тыс. из 100 тыс. священнослужителей, в том числе 16 епископов. В 1718 г. Конгрегация инквизиции осудила идею созыва Собора, а папа Климент XI отлучил от церкви сторонников Собора.

 



 
PR-CY.ru