ГАЛЛИКАНИЗМ, галликанство - Страница 9

В этом конфликте французский епископат единодушно встал на сторону короля. Кризис в отношениях между королём и папой привёл к оживлению галликанских настроений во французском обществе. В ответ на папские послания король собрал чрезвычайную ассамблею французского духовенства (1681–1682 гг.). На её открытии (1 ноября 1681 г.) епископ г. Мо Жак Бенинь Боссюэ (1627–1704 гг.) произнёс проповедь «О единстве Церкви», утверждавшую вольности галликанской церкви и в то же время выдержанную в духе компромисса с папским престолом. Ассамблея подтвердила светскую регалию, но посоветовала королю отказаться от регалии духовной. Желая определить основные принципы галликанской церкви, участники ассамблеи приняли «Декларацию духовенства Франции о церковной власти» (19 марта 1682 г.), также известную как «Декларация четырёх статей» («Декларация галликанского духовенства»), составителем которой стал Жак-Бенинь Боссюэ. В преамбуле подчёркивалось, что в качестве основополагающих принципов признаются главенство папы Римского и единство католической церкви. За преамбулой следовали четыре статьи. Первая утверждала суверенитет короля Франции во всех мирских делах. Вторая статья провозглашала верховенство Вселенских соборов над папой Римским, французская церковь, по словам Боссюэ, стоит на том, что папа обязан подчиняться их решениям, согласно постановлениям Констанцского собора. В третьей статье говорилось о галликанских вольностях, которые должны были сохранять силу и значение и оставаться в неприкосновенности. Наконец, в четвёртой статье определялись границы компетенции папы и Вселенского собора: папе принадлежало главное слово в вопросах веры; его указы касались всех церквей и каждой в отдельности; но, тем не менее, его решение не являлось окончательным, если только оно не было подкреплено согласием церкви. Указание на равноправие церковной и светской властей, их независимость друг от друга опирались на новозаветные тексты: Евангелия от Иоанна (18:36) и от Луки (20:25), а также на послание апостола Павла к Римлянам (13:1, 2). Однако содержание декларации было противоречивым. В ней одновременно утверждались независимость друг от друга духовной и светской властей, авторитет папы и главенство Вселенского собора. В то же время из четырёх статей косвенным образом следовало, что король имеет возможность безнаказанно вмешиваться в дела церкви и, таким образом, французская церковь фактически теряла автономию по отношению к королевской власти. Иначе говоря, согласно «Декларации…», король имел гораздо большее влияние на церковное управление, чем папа: в королевские функции входило назначение епископов, в то время как папа их только утверждал. В церковном управлении папа был ограничен канонами и местными обычаями; его власть также ограничивалась решениями и постановлениями Соборов. Теоретическое обоснование галликанизм получил в трудах Пьера Питу («Свободы галликанской церкви») и Пьера Дюпюи, издававших в 1639 г. сборник документов под названием «Доказательства свобод галликанской церкви», и др. В марте 1682 г. король подписал эдикт, по которому доктрина, сформулированная в «Декларации четырёх статей», должна была преподаваться в семинариях и на богословских факультетах Франции. Таким образом, она обрела характер официальной доктрины французской церкви. Парижский парламент зарегистрировал декларацию, придав ей силу закона. Римская курия отреагировала отказом в инвеституре новых епископов из числа участников ассамблеи 1682 г., назначенных королём на вакантные места. В 1691 г. папа Александр VIII (1689–1691 гг.) буллой «Inter Multiplices» осудил «Декларацию четырёх статей», однако дело закончилось компромиссом.

 



 
PR-CY.ru