ГАЛЛИКАНИЗМ, галликанство - Страница 8

Но ни король Людовик XIII (1610–1643 гг.), ни его преемники не санкционировали эту декларацию. Тем не менее, выступив за католическую реформу и поддержав в этом вопросе позицию Римской курии, французский епископат конфликтовал с папством, защищая принципы галликанизма. Недовольство епископов вызывала деятельность на территории Франции подчинённых непосредственно папе нищенствующих орденов, а также иезуитов, не подчинявшихся в своей деятельности местным епископам. При короле Людовике XIV (1643–1715 гг.) произошло возрождение королевского галликанизма. Усилия монарха были направлены на подчинение католической церкви во Франции королевской власти в духе Болонского конкордата, действие которого король стремился распространить на всю территорию королевства, вызвав тем самым недовольство Рима. В 1638–1659 гг. было издано собрание законодательных актов, судебных постановлений и теоретических текстов в пользу галликанских вольностей в сопровождении сочинения юриста Парижского парламента Пьера Дюпюи (1582–1651 гг.) под названием «Трактат и доказательства вольностей галликанской Церкви». Трактат являлся комментарием к сочинению П. Питу, идеи которого развивались и подкреплялись дополнительными аргументами. Согласно обоим юристам, галликанские вольности составляли особенность Франции, тогда как в других странах церковь всегда была подчинена папе Римскому. Гарантом галликанских вольностей являлся король, обладавший суверенным правом управлять всеми людьми и имуществом на территории королевства. Следовательно, во-первых, король осуществляет контроль над сношениями его подданных с папским престолом. Парламенты как высшие органы королевского правосудия проверяют все документы, исходящие из Римской курии, на предмет их соответствия законам и обычаям страны, а также контролируют полномочия и деятельность папских легатов и нунциев. Папа не может вызвать к себе французского епископа без согласия на то короля. Во-вторых, король контролирует распределение церковных бенефициев в силу древнего права регалии, подтверждённого Болонским конкордатом. В-третьих, король надзирает за деятельностью служителей французской церкви. Он может созывать церковные Соборы и руководить их работой. Королевские суды принимают апелляции на судебные решения официалов и епископов. Новая напряжённость в отношениях между королём и папой обнаружилась в 1662 г., когда во время беспорядков в Риме было обстреляно французское посольство. Людовик XIV использовал эти события как предлог, чтобы навязать папе Александру VII (1655–1667 гг.) подписание Пизанского трактата (1664 г.), предоставлявшего королю уступки в отношении его права назначать архиепископов, епископов и аббатов на спорных территориях. Впоследствии между королём и папой возник конфликт из-за издавна утвердившегося в Северной Франции обычая, согласно которому после кончины старого и до назначения нового епископа король имел право собирать доходы с вакантной епархии (светская регалия) и по своему усмотрению жаловать церковные бенефиции, главным образом, каноникам и другим членам капитулов (духовная регалия). Королевскими декларациями (1673 и 1675 гг.) Людовик XIV распространил регалию на всё королевство. Кроме того, он присвоил себе право назначать и аббатис. Эти распоряжения короля отвергли два прелата Южной Франции – епископ г. Алет (ныне Алет-ле-Бен) Никола Павийон и епископ г. Памье Франсуа Этьен де Коле. В 1676 г. они обратились с жалобой к недавно избранному папе Иннокентию XI (1676–1689 гг.), который расценил действия короля как узурпацию прав церкви и в ряде бреве (1678, 1679 и 1680 гг.) призывал Людовика XIV отменить декларации о регалии. Но король рассматривал регалию не как пожалование, сделанное некогда папством в пользу королей Франции, а как неотъемлемое право французской короны.

 



 
PR-CY.ru