ГАЛЛИКАНИЗМ, галликанство - Страница 7

Это приводило к сопротивлению французского духовенства попыткам Римской курии и французской короны обложить французскую церковь налогами. В богословском галликанизме XVI–XVII вв. выделялись несколько тенденций. Видным представителем умеренного галликанизма был епископ Пьер де Марка (1594–1662 гг.), пытавшийся найти компромисс между галликанскими традициями и авторитетом папы. По его мнению, высшей властью в католической церкви является папа Римский, а не Вселенский собор. Вместе с тем де Марка считал, что папа не имеет права нарушать каноны и обычаи, принятые во Французском королевстве: исполнение церковного закона становится обязательным лишь с того момента, когда волеизъявление законодателя подтверждается согласием народа. Богословы же Сорбонны настаивали на верховенстве Вселенского собора. Согласно принятой в их среде точке зрения, папа обладает высшей исполнительной властью в католической церкви и имеет презумпцию безошибочности в вопросах веры и морали, но последнее слово остаётся за церковным Собором, а для исполнения решений папы на территории Франции требуется согласие епископата французской церкви. На ещё более радикальной позиции стоял теолог Эдмонд Рише (1560–1631 гг.), учивший, что все властные полномочия принадлежат церкви как единому телу, на службе у которого состоит церковная иерархия – пресвитер, епископы и папа. Согласно Э. Рише, всё духовенство, включая папу Римского, получает власть от церкви, поэтому высшей церковной инстанцией является Собор. При этом он признавал за королём право судить, соответствует ли церковная организация каноническим правилам. Парламенты продолжали отстаивать независимость национальной церкви от вмешательства со стороны «иностранного государя», т.е. папы, и обосновывали право парламентов контролировать церковь от имени и по поручению короля Франции. Видным представителем парламентского галликанизма был парижский юрист Пьер Питу (1539–1596 гг.). Его трактат «Les libertés de l'Église gallicane» («О вольностях галликанской Церкви», 1594 г.), состоявший из 83 тезисов, пользовался влиянием вплоть до XIX в. Основными были четвёртый и пятый тезисы – папа Римский не имеет права вмешиваться в светские дела во Французском королевстве; верховная духовная власть папы во Франции ограничена решениями и канонами древних Соборов французской церкви. На этой максиме, согласно П. Питу, и были основаны галликанские свободы. Отсюда следовало, что галликанская церковь не принимает безоговорочно никаких канонов и декреталий, а папские буллы не исполняются во Франции без их одобрения светской властью. Относительно решений Тридентского собора он считал, что их можно принять во Франции лишь после утверждения королём. Но большинство французского духовенства не соглашалось с такой крайней позицией. На Генеральных штатах 1614 г. духовенство и дворянство обратились к королю с просьбой отдать приказ, чтобы постановления Тридентского собора были приняты, опубликованы и соблюдались во всём королевстве. Но депутаты третьего сословия, многие из которых принадлежали к судейским кругам, в декларации, подготовленной Э. Рише, просили короля установить в качестве закона, что на земле нет никакой власти (ни духовной, ни светской), которая имела бы право в его королевстве лишить этой власти священную особу короля. На этом основании решения Тридентского собора были опротестованы как умаляющие королевский суверенитет. Не встретив понимания со стороны светских властей, в июле 1615 г. представители французского духовенства приняли декларацию, в которой провозгласили решения Тридентского собора, касающиеся вопросов веры и пастырской деятельности, законом для католической церкви во Франции. Французские правоведы заявили, что эти положения повторяют статьи королевского ордонанса в Блуа от 1579 г., что позволило примирить позиции сторон.

 



 
PR-CY.ru