ГАЛЛИКАНИЗМ, галликанство - Страница 6

Промежуточным звеном явился Амбуазский конкордат (1472 г.), согласно которому в обмен на подчинение власти папы король получал решающий голос при раздаче бенефициев. Однако короли Карл VIII (1483–1498 гг.) и Людовик XII (1498–1515 гг.) вновь вернулись к Прагматической санкции 1438 г. Её окончательная отмена произошла в период Итальянских войн (1494–1559 гг.), когда король Франции нуждался в поддержке папства для усиления власти над французской церковью. Между папой Львом X (1513–1521 гг.) и Франциском I (1515–1547 гг.) был заключён Болонский конкордат (18 августа 1516 г.), который действовал до 1790 г. Папа разрешил королю взимать ежегодную десятину с доходов духовенства, выборы сохранялись лишь в некоторых капитулах и привилегированных аббатствах (отменены в 1531 г.). Только в Провансе и Бретани, присоединённых к Франции после принятия Прагматической санкции 1438 г., папство сохраняло право замещать церковные вакансии, но впоследствии там тоже было распространено действие Болонского конкордата. В булле «Pastor aeternus», которая утверждала конкордат, папа Лев X осудил доктрины галликанизма. Во Франции конкордат встретил сопротивление со стороны приверженцев парламентского галликанизма. Парламент в течение двух лет затягивал его ратификацию (утверждён в марте 1518 г.). Другим центром оппозиции Болонскому конкордату стал Парижский университет. Оба института прибегали к тактике задержки регистрации решений папы: если оно им не нравилось, то парламент направлял апелляцию к будущему Собору и таким образом блокировал вступление в силу этого решения во Франции. Впоследствии парламент, ссылаясь на принципы галликанизма, долго препятствовал публикации во Франции решений Тридентского собора (1545–1563 гг.). Во Франции его решения не были полностью признаны ни королевским законодательством, ни парламентами. Генрих IV Бурбон (1589–1610 гг.) не пошёл на это, опасаясь недовольства со стороны протестантов. Парламенты, со своей стороны, препятствовали признанию постановлений Тридентского собора, отстаивая галликанские вольности и независимость французской короны от Рима. Недовольство парламентов было вызвано, в первую очередь, тем, что постановления Собора предусматривали расширение полномочий церковных судов в ущерб королевским. Парламенты заявляли, что принять решения Собора в качестве законов Французского королевства означало бы умалить власть короля Франции в лице его судей. Во второй половине XVI–XVIII вв. доктрина и практика галликанизма нашли отражение в теоретических трудах и в деятельности французского духовенства, парламентов и королевской власти. Однако богословский, парламентский и королевский галликанизм сохраняли некоторые особенности. Общими для них были следующие принципы: король Франции является сувереном в государстве, он не подчинён никому на земле, и папа Римский не имеет над ним власти в мирских делах; власть Вселенского собора выше папской. Галликанские богословы, признавая папу главой католической церкви, считали, что он не обладает личной непогрешимостью; непогрешимость – атрибут церкви, выраженный в определениях Вселенских соборов или решениях папы, одобренных епископатом. Утверждалось также, что папа обладает полнотой апостольской власти, но только совместно с епископами. Следовательно, папа не вправе сам смещать епископов. Такое решение может принимать епископат, в частности, епископат французской церкви. На этом же основании французские епископы отказывались подчиняться распоряжениям папских легатов и нунциев и не допускали в подавляющем большинстве епископств деятельности трибуналов инквизиции. Заявлялось, что каждая церковь имеет право самостоятельно распоряжаться своими доходами.

 



 
PR-CY.ru