ГАЛЛИКАНИЗМ, галликанство - Страница 4

В XIV в. королевская власть напрямую не посягала на привилегии папы, пытаясь лишь ограничить их. В основе королевской политики лежала идея о несоответствии статуса католической церкви, требующей финансового и юридического иммунитета, и новых принципов светской власти, где король обладал юрисдикцией над определённой территорией и всеми подданными. Важной вехой на пути усиления королевской власти явился Венсенский собор (1329 г.), на котором были заложены основы вмешательства королевского суда в юрисдикцию католической церкви. Результаты Собора сказались на повседневной практике королевского судопроизводства. Отныне в её основе лежал принцип разделения светской и духовной властей. Король Франции объявлялся защитником церкви, соединяя в своих действиях обе сферы жизни. Сильным импульсом в формировании идей галликанизма стало «Авиньонское пленение пап», отчасти поставившее папство в зависимость от власти французских королей. Дальнейшее развитие идей галликанизма также было связано с окружением короля: по поручению короля Карла V (1364–1380 гг.) был составлен анонимный трактат «Сновидение садовника» («Le Songe du Vergier»; латинская версия 1376 г., французская – 1378 г.). Он представляет собой диалог клирика и рыцаря, отражающий идеи галликанизма. Трактат не только содержал новые идеи, но и собрал воедино все имеющиеся к тому времени основания для защиты королевского суверенитета внутри страны и по отношению к Риму. Последовавшая затем схизма в католической церкви (рубеж XIV–XV вв.) усилила сепаратистские тенденции, способствуя дальнейшему укреплению институтов и идей галликанизма, опиравшихся на соборное движение (концилиаризм). Во главе этого движения во Франции стояли два теолога, последовательно занимавшие должность канцлера Парижского университета, – Пьер д’Айи (1350–1420 гг.) и Жан Жерсон (1363–1429 гг.). Будучи сторонниками верховенства власти Собора над властью папы, они видели выход из церковного кризиса в созыве Вселенского собора. Ж. Жерсон в трактате «De jurisdictione spirituali et temporali» («О духовной и светской юрисдикции», 1405 г.) разделил законы на божественные, природные и человеческие, отдав два последних в ведение светского монарха. В ситуации кризиса папства король Франции, поддержанный парламентом, начал действовать как глава национальной церкви, признавая при этом папу Римского как верховную духовную власть, которая, однако, не должна была доминировать над светской. В этот период усилилась опёка королевской власти над национальной церковью, увеличились налоги с духовенства. При новых назначениях уже не прибегали к согласию папы, ограничиваясь одобрением собраний духовенства. Королевский суд активно вмешивался в церковную юрисдикцию. Парламент был больше озабочен фискальной проблемой, считая, что Франция слишком много платит папской курии. Это усугублялось текущей войной (Столетней, 1337–1453 гг.). Французское духовенство стремилось лишь ограничить вмешательство папы в назначения епископов, которые с 1305 г. должны были обязательно утверждаться им, и сократить фискальные поборы, но не идти на разрыв с папами. В центре конфликта оставалась система раздачи бенефициев, являвшихся важным инструментом королевской политики поощрения служителей светской власти, приближённых и фаворитов короля, а также сбор налогов с духовенства, что было важно для функционирования государственного аппарата в условиях нестабильных доходов казны. Первым правовым оформлением галликанизма считается решение Собора французских епископов и короля Карла VI (1380–1422 гг.) от 27 июля 1398 г. отказаться от подчинения антипапе Бенедикту XIII (1394–1417 гг.). Этот Собор провозгласил финансовую независимость французской церкви от папской курии.

 



 
PR-CY.ru