ГАЛЛИКАНИЗМ, галликанство - Страница 2
Монархи вели сами и поддерживали миссионерскую политику, делали щедрые пожертвования церкви, проводили реформы церковных институтов. В ответ король Франции получил право взимать десятину с церкви. Архиепископ Реймса Гинкмар признавал за королём право высшей власти, основанной на уважении законов, поддержании мира и порядка. Однако, по мнению Гинкмара, власть короля обязана подчиняться христианскому закону. Это было также подтверждено решениями Соборов, состоявшихся в монастырях Сен-Баль (991 г.) и Шель (993 г.). Обострение отношений французской церкви с папством берёт начало в период григорианской реформы, утверждения в Западной Европе духовной супрематии Рима и оформления претензий пап на «полноту власти», что сопровождалось подчинением им Соборов, отменой древних обычаев, уменьшением власти и юрисдикции епископата, усилением притязаний на имущественную сферу (взимание поборов, раздача бенефициариев через папскую курию). Во Франции папы столкнулись со стремлением местного духовенства к большей независимости от их власти, что совпадало с интересами королевской власти, не желавшей терять влияние на церковные дела. Выступления пап Григория VII (1073–1085 гг.) и Иннокентия III (1198–1216 гг.) с требованием подчинения Римской курии нашло во Франции сильную оппозицию как в лице церковных, так и светских властей (противостояние продолжалось вплоть до начала XIX в.). Таким образом, в галликанизме соединились две тенденции: стремление французского духовенства организовать самостоятельную по отношению к Риму национальную церковь и желание королевской власти усилить своё могущество и «встроить» церковь в складывавшееся централизованное государство, в перспективе превратив её в орудие королевской политики. Галликанизм, направленный против теократических притязаний папства, касался не только церковного устройства, но и отношений светской и духовной властей. В XIII в. развитию идей галликанизма способствовали изменения в политической мысли. Государство трактовалось как естественный организм, соединяющий всех верующих под суверенной властью короля на основе принципа «король – хозяин в своём королевстве», наделённый властью, полученной от Бога через миропомазание, без участия папы и императора. Миссия короля в отношении церкви заключалась в защите её свобод, в назначении епископов, в борьбе со злоупотреблениями духовенства. Стало возможным заявить, что у светских властей есть собственный суд, который не отрицал высшего суда папы. Одной из главных проблем оставалась система раздачи бенефициев, постепенно перешедшая под контроль папы Римского Климента IV (1265–1268 гг.; булла «Licet ecclesiarum», 1265 г). Политика короля Людовика IX Святого (1226–1270 гг.) была направлена на ограничение власти епископов, подчинение французского духовенства юрисдикции короля в светских делах, укрепление гарантий независимости епископской власти от папы (процедура избрания капитулами), закрепление за французской церковью права созывать Соборы, и знаменовала начало осознанной борьбы за «галликанские вольности». Важным показателем распространения идей галликанизма в среде французского духовенства стал национальный католический Собор 1263 г., отвергший просьбу Рима о субсидии, которая взималась бы с церкви Франции как особый налог, предназначенный для отвоевания Святой земли. Чтобы продемонстрировать приверженность идее Крестового похода, французские прелаты добровольно предоставили папе требовавшуюся сумму, выразив пожелание не облагать налогом церковные бенефиции.