ГАЛАТЫ - Страница 2

В его обличительной речи дан переход ко второй части (3:2–5:12): Павел напоминает галатам их собственный опыт (3:2–5) и доказывает, что праведность всегда приобретается верой: верой спасся Авраам, закон сопряжён с проклятием (6–14); как позднейшее утверждение он не отменил обетования Божьего Аврааму о его семени, т.е. Христе (15–18); он был временным воспитательным средством (19–24), которое Христос отменил (25–28), принеся совершеннолетие, а отказаться от совершеннолетия – значит вернуться в язычество (3:29–4:9). Обратившись к чувству галатов (10–20), Павел сравнивает два завета с двумя сыновьями Авраама (21–31) и резюмирует сказанное, предостерегая от обрезания, ведущего к обязанности исполнять весь закон и к отпаданию от благодати (5:1–12). В третьей части Павел убеждает жить не по плоти, а по духу, любить ближнего, и развивает эту мысль в применении к частным случаям (5:13–6:11). В заключение он ещё раз подчёркивает основную идею (11–18). Каков результат этого послание, неизвестно. Есть указание (2 Тим. 4:40) на миссию Крискента в Галатию (по другим текстам – Галлию), но в истории церкви галаты роли не играли. Подлинность послания и неопровержимость его текста признаются большинством учёных. Бесспорным признаётся и то, что, после обращения Павлом глалатов, к ним явились христиане-иудаисты и убедили их в необходимости соблюдать закон Моисеев. Они умаляли авторитет Павла и ссылались на почитаемое им Священное Писание. Термин «Галатия» (1:2) учёные понимали по-разному: одни (Лайтфут, Юлихер, Грегори, Глубоковский) разумели страну кельтского племени галатов; другие (Рэмзи, Цан, Вейс) – римскую провинцию Галатию. Основание церквей Галатии большинство учёных относили ко второму путешествию Павла (отдельные голоса – за первое). Если же Павел до написания послания ещё раз посетил галатов (таково обычное мнение), то не выяснено, было ли его целью укрепить их уже пошатнувшуюся веру (так – Глубоковский, Грегори; иначе – Цан, Юлихер). Послание было написано, по мнению Юлихера, скорее всего, в Эфесе, между 55–57 гг.; по мнению Глубоковского – на рубеже 57 и 58 гг. в Македонии; по мнению Цана – в Коринфе, ранней весной 53 г. Послание к Галатам – важный источник для истории апостольского века. Попытки примирения противоречий с «деяниями апостолов» – у Глубоковского и Грегори. Для христианской церкви оно имело огромное значение, т.к. в нём с необычайной рельефностью и силой выяснено отношение между иудейством и христианством. Литература указана у Глубоковского («Благовестие христианской свободы в послании к Галатам», СПб., 1902). Из сочинений, посвящённых посланию, наиболее известно и важно толкование английского епископа Lightfoot (10 изд., 1891 г.; текст с введением, примечаниями и исследованиями). На русском языке см. Фаррара, «Жизнь и труды св. апостола Павла».



 
PR-CY.ru