ГАЛАКТИОН И ЕПИСТИМИЯ - Страница 2

Сохранилось два пространных греческих жития Галактиона и Епистимии. Более древнее приписывается их слуге Евтолмию, самые ранние сохранившиеся списки данного жития датируются XI в. Другое Житие принадлежит Симеону Метафрасту, его древнейшие списки также относятся к XI в. Обе версии жития помещены в Acta Sanctorum и «Патрологии» Ж.П. Миня. Краткое Житие мучеников вошло в состав Синаксаря Константинопольской церкви X в. и Минология императора Василия II конца Х в. Пространные Жития Галактиона и Епистимии не содержат сведений о времени их жизни. В предисловии к текстам Жития Галактиона и Епистимии в Acta Sanctorum указывается две возможные эпохи их мученической кончины – правление императора Деция или императора Диоклетиана. В житии Симеона Метафраста сообщается, что г. Эмеса расположен в византийской провинции Финикия Ливанская, а гора Пуплион – близ горы Синай. Для объяснения этого недоразумения архиепископ Сергий (Спасский) привлекает выписанные епископом Порфирием (Успенским) сведения синаксаря 1362 г. из афонского монастыря Пантократор о «горе Пуплие, которая от Сирийского города Емесы отстоит на десять дней пути, и что на ближней горе Сина в Сирии же (а не на Синае, где Бог дал Закон евреям)». В синаксаре 1362 г. и других греческих стишных синаксарях (соответственно и в славянских стишных Прологах) говорится, что Галактиона и Епистимии пострадали в царствование императора Деция, однако в более раннем источнике (Синаксаре Константинопольской церкви X в.) гонителем христиан назван Диоклетиан. Цазарь Бароний относит мученическую кончину Галактиона и Епистимии к 253 г., архиепископ Сергий считает более достоверной эпоху Диоклетиана. В западной традиции получило распространение Житие Симеона Метафраста в латинском переводе Гентиана Гервета, включённое в сборник Алоизия Липомана и впоследствии заимствованное оттуда Лаврентием Сурием. На Руси бытовали в переводе на церковнославянский язык обе версии пространного Жития, главным образом, та, которая приписывалась Евтолмию. Широкое распространение в древнерусской письменности получили краткие Жития мучеников в составе и стишного Прологов. В ряде списков нестишного Пролога вместо Эмесы ошибочно названа Эдесса. В древнерусские Служебные Минеи включён канон Галактиона и Епистимии, составленный гимнографом Иосифом. В состав Великих Миней вошли пространное Житие, написанное Евтолмием, краткие Жития из нестишного и стишного Прологов. Особая редакция Жития находится в составе Четьих Миней святителя Димитрия Ростовского. В греческих и русских календарях память Галактиона и Епистимии отмечается 5 ноября. Цезарь Бароний внёс их имена под этим числом в составленный им новый Римский Мартиролог. Ономастические и топонимические заимствования и другие детали указывают на связь Жития Галактиона и Епистимии с греческими романами «Левкиппа и Клитофонт» Ахилла Татия (конец II или конец V в.) и «Эфиопика» Гелиодора (III в.), что было замечено ещё болландистами. Другим литературным источником Жития, для текста которого характерна нумерологическая символика, является Евангелие от Луки. В 1870 гг. Иерусалимский патриарх Иерофей (1875–1882 гг.) передал частицу мощей Галактиона в дар церкви апостола Филиппа (Воскресения словущего) в Москве.



 
PR-CY.ru