ГАВРИИЛ, Воскресенский Василий Николаевич - Страница 4

Таким образом, был предрешён общий критический подход Гавриила ко всей истории западноевропейской философии, который применительно к конкретным философским учениям вызывал упрёки и иронию Г.Г. Шпета. Склонный к логическим разделениям и схемам, Гавриил поместил в «Истории философии» большую таблицу («Свод главных систем философии»), в которой сенсуализм, идеализм, скептицизм и мистицизм различались по принадлежности к монизму или дуализму, учением о началах, методом, характером системы, нравственными, политическими, эстетическими и историческими учениями. Однако деление по направлениям при весьма неопределённых критериях и ошибках в характеристиках учений делало эту классификацию весьма далёкой от научных требований. История философии Гавриила была разделена на три периода – античную философию, философию Средних веков (или схоластику) и новую философию. Их изложению были посвящены четыре части его труда; в пятой и шестой частях в качестве прибавлений были написаны соответственно «Восточная философия» и «Русская философия». В изложении основных этапов Гавриил строго придерживался деления их на «три эпохи» и делил античную философию на первую эпоху (философия ионийская, атомистическая и италийская, элейская), вторую (от Сократа до 80 г. до н.э.), в которой больше всего места было уделено Платону и Аристотелю и третью (от распространения греческой философии в Риме до VIII в. н.э.), в которой центральное место занимала философия Плотина. Не принимая во внимание принципиальных различий между христианской и языческой философией, он в третью эпоху включал «философию отцов Церкви» и, хотя рассматривал её как самую глубокую и подлинно истинную, эти определения не сумел подтвердить ни знаниями из истории патристики, ни логическими аргументами. Весь этот раздел пестрил именами и краткими перечислениями отдельных учений отцов церкви. Философия Средних веков также была разделена на три эпохи: от IX до XIII в. (от Алкуина до Амальрика Бенского и Давида Динантского); с XIII по XIV в. (философия арабская, иудейская и главные учители схоластики от Александра Гэльского до Иоанна Дунса Скота  и Р. Бэкона); с XIV по XV в. (поздние реалисты и номиналисты; мистики И. Таулер, Фома Кемпийский, Ж. Жерсон и др.). Новая философия, в свою очередь, делилась: на философию XV–XVI вв., где больше внимания было уделено Дж. Бруно, от Р. Декарта до И. Канта, с весьма поверхностным толкованием Р. Декарта; от И. Канта до «наших дней». Изложение сложнейшей философии И. Канта, которому было посвящено больше всего страниц, для своего времени было вполне удовлетворительным. Рассматривались основные вопросы теоретической философии, учение о чувственности, о разуме и об уме, о синтезе, о «самостоятельной бытности» (вещи в себе) и об антиномиях, проблемы практической философии – учение о самозаконии воли, свободе и нравственном законе. Далее Гавриил излагал проблему «я и не-я» в философии И.Г. Фихте, в общих чертах кратко – первую систему Ф.В.Й. Шеллинга и весьма пространно, но без глубокого знания и понимания – философию Г.В.Ф. Гегеля. Гавриил утверждал, что Гегель в основание системы «полагает следующее начало: всё рациональное реально и всё реальное рационально», и видел это начало в «абсолютной идее», которая осуществляет себя в природе и истории в виде её прогресса в нравственности, религии и философии. Завершалась история философии Гавриила главами о французских философах В. Кузене и аббате Л. Ботене.

 



 
PR-CY.ru