ГАВРИИЛ I (Раич) - Страница 2

Архиепископ Антиохийской церкви Павел Алеппский (около 1627 – 1669 гг.), описывая пребывание патриарха Макария III в Москве, сообщал, что как патриарх Макарий, так и патриарх Никон не признавали патриаршего статуса Гавриила I и подчёркнуто титуловали его архиепископом Сербским, что тому не нравилось. На возникновение неприязни между Гавриилом I и патриархом Никоном повлиял, как полагают исследователи, находившийся в Москве с осени 1651 г. до лета 1654 г. и не испытывавший уважения к своему патриарху митрополит Коласайский Михаил. Отпросившись у царя на богомолье в Иерусалим с обещанием вскоре вернуться, 14 марта 1655 г. Гавриил I покинул Россию, но вместо паломничества возвратился в Сербию. В декабре 1657 г. вновь приехавший в Москву митрополит Михаил сообщил в Посольском приказе, ссылаясь на сербских митрополитов, которых видел в Константинополе, что «патриарх Гаврило в сербские земли здоров, а лиха никакова над ним от турков не было. А на престол де патриаршеской выбран новой патриарх Максим из митрополитов. А отобран де для того, как он, Гаврило патриарх, был на Москве и писал от себя в сербскую землю ко властем, что он остался в Москве на имя царского величества, и они о себе отбирати иного патриарха, кого хотят. И они де по тову ево писму нового патриарха и отобрали. А ныне де он, патриарх Гаврило, хочет быть по-прежнему на патриаршеской престол, а власти де того не хотят». Из текста «Печского сказания» исследователям известно, что турецкие власти обвинили Гавриила I в подстрекательстве русского царя начать войну против Османской империи, в крещении нескольких иудеев и турок. Гавриил I «неправедным судом был осуждён и повешен, как жертва мира» (пишут, что пытались пытками заставить его принять ислам); некий пресвитер Павел похоронил его. Сербская церковь причислила его к лику священномучеников. О мученической кончине Гавриила I и чудесах от его мощей сообщается в приписке в богослужебной книге Печского монастыря. О посмертных чудесах невнятно и в самой общей форме говорится в записи XIX в. на старопечатной книге из библиотеки Печской патриархии. Гавриил I прославляется как «законный первопрестольник Сербской Церкви... и заступник многострадального народа сербского». Он любил и собирал книги, постоянно делал книжные вклады в различные монастыри и церкви. В мае 1649 г. Гавриил I дал «в подержание» Нишскому митрополиту Лонгину Требник из монастыря Грачаница. В 1649–1650 г. выменял в Овчарско-Кабларском Сретенском монастыре Типик и вложил его в патриарший собор в Пече, в Цетинском монастыре получил Служебник венецианской печати, которым благословил Скопского митрополита Филиппа. В 1650–1651 гг. вложил рукописное Евангелие в новую Никольскую церковь монастыря Ковилье. В Москве Гавриил I обратился к патриарху Никону с просьбой издать на Московском печатном дворе и отправить в Сербию привезённые им книги: «Типик, избрание многое от 34-х книг на латынскую ересь цареградского патриарха Михаила Кавасила» и «Житие и повесть святых царей сербских и патриархов» (сочинение сербского архиепископа Даниила II (1324–1337 гг.) и его продолжателей – своеобразный сербский аналог XIV в. «Книги степенной царского родословия»); это прошение не было удовлетворено. Патриарху Никону Гавриил I лично поднёс три книги: «Свиток жития всех святых сербских архиепископов, откуды изыде царствие и патриаршество», «Тетради Кирила Философа, учителя словенского» и «Книгу Василия Великого, а в ней напечатано три литоргии» (Служебник, Венеция, 1519 г.); судьба этих книг, кроме Служебника, неизвестна.



 
PR-CY.ru