Словарь по христианству Г ГЕОРГИЙ II

ГЕОРГИЙ II

ГЕОРГИЙ II – Антиохийский патриарх (около 695 – около 702 гг.); по иным данным – с 690 по 695 гг. Уроженец Севастии. Был иеромонахом в палестинской лавре Саввы Освященного, представлял Иерусалимский патриархат на шестом Вселенском соборе 680–681 гг. в Константинополе. Остался в Византии, после смерти Антиохийского патриарха Феофана в 685 (или 686) г. был избран на его место. Дата вступления Георгия II на престол исследователям не совсем ясна. Если Александрийский  патриарх Евтихий II (933–940 гг.) относит это событие к первому году правления халифа Абдальмалика (685/686), то другие источники помещают между Феофаном и Георгием II ещё двух патриархов – Александра II (695–702 гг.) и Фому (около 685 г.). Исследователи с уверенностью утверждают, что Георгий II возглавлял Антиохийскую церковь в 692 г., о чём свидетельствует его подпись в актах Трулльского (Пято-Шестого) собора. Подобно другим Антиохийским патриархам второй половины VII в., Георгий II пребывал в Константинополе, т.к. земли Антиохийского патриархата были захвачены арабами-мусульманами. После его смерти преемственность патриархов в изгнании прервалась и была восстановлена уже в Антиохии в 742 г. По мнению исследователей, если принять срок вдовства Антиохийской кафедры сорок лет, указываемый в хронике Феофана Исповедника (около 760 – 818 гг.), кончину Георгия II следует отнести к 702 г. (Евтихий пишет о 24 годах его патриаршества). В конце VII в. православную общину Сирии возглавляла светская христианская элита из чиновников, служивших в государственном аппарате Дамасского халифата Омейядов. Наиболее известным её представителем был Серджун (Сергий) ибн Мансур, которого агиографическая традиция считает отцом Иоанна Дамаскина (ум. до 754 г.). Воспользовавшись нормализацией отношений Византии и арабов в середине 780 гг., когда халиф Абдальмалик, занятый междоусобными войнами в халифате, был жизненно заинтересован в мире на византийской границе, Серджун сумел укрепить позиции православной церкви в Сирии и при поддержке халифской власти принуждал монофелитов Дамаска и Эмесы принять решения шестого Вселенского собора. Неоднократно Серджуну и другим христианским чиновникам удавалось предотвратить разрушение роскошных церквей, чей мрамор и колонны планировалось использовать при возведении мечетей. В борьбе за влияние на администрацию халифата Серджун соперничал с группировкой яковитских писцов, которую возглавлял Афанасий бар Гумойе из Эдессы, советник арабского наместника Египта. На рубеже VII–VIII вв. позиции христиан при халифском дворе были поколеблены. Абдальмалик провёл ряд реформ, направленных на укрепление арабо-мусульманской государственности: была организована новая перепись земель, вводилось индивидуальное налогообложение, очень болезненно воспринятое христианами, а официальное делопроизводство было переведено на арабский язык. Позднейшие мусульманские авторы изображали эту меру как попытку положить конец засилью в государственных структурах христианских писцов во главе с Серджуном.

 
PR-CY.ru