Словарь по христианству Г ГРИГОРИЙ I

ГРИГОРИЙ I

ГРИГОРИЙ I – Иерусалимский патриарх (до 1274 г. – 1291 г.). Год его вступления на патриаршество исследователям неизвестен. Считается, что предшественник Григория I на Иерусалимском престоле Софроний III (1236–1254 гг.) скончался в 1254 г., и, как предполагают исследователи, после его смерти престол пустовал в течение долгого времени. На 1260 гг. пришёлся ряд драматических событий в истории христианского Востока. Монгольское нашествие 1260 г. стало причиной крушения власти Айюбидов в Сирии и кратковременного реванша восточных христиан, которым монголы покровительствовали. Египетские мамлюки при поддержке крестоносцев Акры в сентябре 1260 г. разбили монголов при Айн-Джалуте и вытеснили их из Палестины и Сирии. На христиан обрушились гонения (их обвиняли в сотрудничестве с завоевателями). Мамлюкский султан Бейбарс I (1260–1277 гг.), консолидировав под своей властью мусульманский мир Ближнего Востока, развернул наступление на государства крестоносцев в Палестине и Сирии. В 1265 г. были взяты и разрушены Кесария, Хайфа и Арсуф, в 1266 г. – Сафед, в 1268 г. – Яффа. Мамлюки целенаправленно уничтожали церкви и массами истребляли христиан. В 1263 г. жестокому разгрому подвергся Назарет, после чего христианское население в городе исчезло на несколько веков. Имя Григория I впервые появляется в источниках в связи с полемикой в православном мире вокруг Лионской унии 1274 г. Сближение с Римом византийского императора Михаила VIII Палеолога (1259–1282 гг.) вызвало широкий протест в византийском обществе. Оппозицию возглавили бывший Константинопольский патриарх Иосиф I Гелисиот (1266–1275 гг.) и сестра императора Михаила Евлогия, которая вскоре бежала в Болгарию, ко двору царя Константина, женатого на её дочери Марии. В 1276 г. Евлогия и Мария направили в Иерусалим к Григорию I посольство во главе с Иоанном Кафаром. Патриарху предложили выступить посредником в переговорах с султаном Бейбарсом, которого рассчитывали привлечь к союзу с болгарами против Михаила VIII Палеолога. Однако султан отклонил это предложение. Григорий I выступил с осуждением политики императора. Антилатинская позиция Григория I отразилась и в его контактах с писателем-полемистом конца XIII в. Георгием Мосхобаром, который по просьбе патриарха написал трактат об исхождении Святого Духа в опровержение прокатолических взглядов Константинопольского патриарха Иоанна XI Векка (1275–1282 гг.). Всё это свидетельствует о принадлежности Григория I к греко-византийской культуре и позволяет исследователям предполагать его греческое происхождение. Тем не менее, в тот период большая часть иерусалимского духовенства, включая архиереев, были арабами (в Палестине развивалась арабоязычная православная культура). Упоминания о Григории I сохранились в колофонах нескольких арабских рукописей. Так, в 1281 г. сообщается об участии патриарха в отпевании скончавшегося Наблусского епископа Герасима. Дата смерти Григория I исследователям не совсем ясна. Согласно приписке в одной из рукописей Синайского монастыря, патриарх ещё здравствовал в мае 1291 г. Однако исследователь Ж. Насралла отдаёт предпочтение сообщению от 8 апреля 1291 г., где патриархом Иерусалима уже назван преемник Григория I Софроний IV, что непонятно, поскольку Софроний IV был патриархом в 1579–1608 гг. (под 1298 годом Иерусалимским патриархом назван Фаддей).

 
PR-CY.ru