Словарь по христианству Г ГЕРМАН I Пелопоннесец

ГЕРМАН I Пелопоннесец

ГЕРМАН I Пелопоннесец – Иерусалимский патриарх в 1534/1537–1579 гг. Грек, уроженец Пелопоннеса. Пришёл в Палестину в 1520 гг., был игуменом лавры Саввы Освященного. Патриаршество Германа I было временем кардинальных перемен в жизни Иерусалимской церкви. После османского завоевания Сирии и Египта (1516–1517 гг.) четыре православных патриархата впервые за 900 лет оказались в составе одного государства. Укрепились контакты между поместными церквами. При поддержке османских властей на Ближнем Востоке резко усилилось греческое влияние. С избранием Германа I греческому клиру удалось поставить под свой контроль Иерусалимский патриархат, долгое время управлявшийся патриархами-арабами. Позднейшая святогробская традиция объясняла избрание Германа I тем, что он в совершенстве владел арабским языком, и его считали арабом. Однако эту версию исследователи считают маловероятной. Они полагают, что, скорее всего, Герман I был избран на патриаршество в обстановке междоусобной борьбы арабских кланов как нейтральный кандидат. За своё долгое правление Герман I пережил всех арабских архиереев Палестины и заменил их греками. В условиях упадка Иерусалимской церкви к конце XVI в. там оставались только две архиерейские кафедры – Вифлеем и Газа. Таким образом, было закреплено греческое доминирование в Иерусалимском патриархате, продолжающееся до настоящего времени. После включения Ближнего Востока в состав Османской империи активизировалось христианское паломничество к святым местам Палестины. Располагая доходами от паломничества и финансовой поддержкой балканских христиан, Герман I во второй половине 1530 гг. предпринял крупные ремонтные работы в иерусалимском храме Воскресения, который обветшал до угрожающего состояния, однако это строительство не было санкционировано мусульманской администрацией. Иерусалимский санджак-бей повелел заковать в цепи патриарха, хотел разрушить новопостроенные участки церкви, но отказался от своего намерения, лишь получив огромные подношения. Сильный урон храмам Палестины нанесло землетрясение 1545 г., когда упали колокольни в Вифлееме, и у храма Воскресения была повреждена кувуклия Святого Гроба. В османскую эпоху обострилась борьба между представителями различных христианских исповеданий за обладание святыми местами Палестины. В Патриаршество Германа I происходили столкновения православных с католиками. Стороны оспаривали владение кувуклием Святого Гроба, который в 1530 гг. был отреставрирован Германом I, а в 1550 гг. – францисканскими монахами. В конце 1540 гг. Герман I добился сноса католического алтаря, установленного незадолго до того на месте Снятия с Креста, однако не смог помешать размещению такого же алтаря в маронитском приделе храма Святого Гроба. Источники отмечают конфликты христианских конфессий в начале 1560 гг. за первенство при проведении обряда возжигания Благодатного огня в Великую субботу. В 1561 г. османские власти изгнали францисканских монахов из их монастыря на горе Сион, обращённого в мусульманский вакф. Взамен им передали монастырь св. Иоанна Богослова (по другой версии, францисканцы первоначально взяли монастырь в аренду, а в 1590 г. окончательно его присвоили). Отношения Германа I с соседним Александрийским патриархатом были омрачены давним спором о границах. В 1530 и 1542 гг. Александрийский патриарх Иоаким (Пани) Афинянин (1487–1567 гг., с перерывами) официально отказывался от претензий на Газу, Синай и Керак, однако долгие годы два патриархата вели споры за богатый монастырь великомученицы Екатерины на Синае, тесно связанный с Египтом.

 



 
PR-CY.ru