Словарь по христианству Г ГЕРАСИМ I Спартилиот

ГЕРАСИМ I Спартилиот

ГЕРАСИМ I Спартилиот – Александрийский патриарх с 30 ноября 1620 г. по 30 июня 1636 г., богослов, экзегет. Хорошо знал древнегреческий, латинский, еврейский и арабский языки. После того как Александрийский патриарх Кирилл III Лукарис (1601/1602 – 1620 гг.) был избран на Константинопольскую кафедру, Собор 23 епископов в Стамбуле в храме великомученика Георгия в ноябре 1620 г. возвёл Герасима I Спартилиота на Александрийский престол. Герасим I Спартилиот помогал Константинопольской кафедре выплачивать долг турецким властям, занимался просветительской деятельностью (например, поддержал просьбу патриарха Кирилла III Лукариса перед английским послом о содействии открытию в Стамбуле греческой типографии). Послал несколько грамот московскому царю Михаилу Фёдоровичу (1613–1645 гг.). В первом послании (1623 г.) в ответ на грамоту Московского патриарха Филарета (1619–1633 гг.) об исправлении Требника Герасим I Спартилиот указывал, что на молитве освящения воды не следует к призыванию Святого Духа прилагать слово «огнём» как несходное с преданием и отсутствующее в древних рукописях. Отношения между Россией и восточными православными патриархами он сформулировал следующим образом: «Поелику они (восточные патриархи) благодатию Духа Святого суть верные кормчие святой Восточной Церкви, то хотя ныне и вселилась их сила посреди волков, однако же подобает им немного и держать, и, восприяв благочестивую свободу, насаждать тишину во святой Церкви, которая обретается под светлым скипетром благочестивой державы Российской, дабы везде сохранялось православное учение веры». В 1624 г. русские послы Иван Кондырев и Тихон Бормосов вручили Герасиму I Спартилиоту 140 золотых монет «за здравие государево». В 1625 г. он направил к патриарху Филарету и царю Михаилу специальную миссию, которая предоставила патриарху Русской церкви некоторые привилегии, имевшиеся только у Апостольского Александрийского престола, а царю преподнесла святые мощи угодников Божьих, хранившиеся в Александрии. В последующих грамотах к царю, царице Евдокии Лукьяновне и патриарху Филарету он просил денежной помощи на различные церковные нужды: откуп за церкви, средства для монашеской общины на Синае, погашение долга патриаршей кафедры перед мусульманскими властями и др. В 1629 г. голландский посланник Антоний Лежер в Константинополе предложил патриарху Кириллу III Лукарису (при условии объединения с кальвинистами) устроить в Египте училища и типографии за счёт Голландии. Патриарх переслал Герасиму I Спартилиоту письмо миссионера-кальвиниста, в котором тот просил аудиенции у патриарха, указывал на необходимость церковного единения, просил изложить вероучения греческой церкви, предложил, чтобы протестантские профессора преподавали в греческих богословских школах, спрашивал о потребностях в печатной христианской литературе на арабском языке. Герасим I Спартилиот в ответном послании указал на догматические расхождения обеих церквей, подчеркнув, что объединение с людьми иной веры есть не более, как ложный мир, который опаснее открытой войны, но с симпатией отнёсся к идее диалога с кальвинистами. Предложение о профессорах для духовных школ он отклонил, а по вопросу об арабских книгах заметил, что необходимы лишь печатные издания точных переводов богослужебных текстов на арабский с греческого языка. В 1633 г. в Москву от Герасима I Спартилиота прибыл его протосинкелл архимандрит Иосиф для перевода на славянский язык греческих книг и обучения юношей греческому языку. Исследователи предполагают, что Герасим I Спартилиот добровольно оставил Александрийскую кафедру, удалился в один из афонских монастырей, где и скончался. Его перу принадлежат различные сочинения, наиболее известным из которых является толкование Священного Писания против иудеев. В числе других восточных патриархов его считают автором сочинений против латинян, опубликованных в Лондоне на греческом языке.

 
PR-CY.ru