Словарь по христианству Г ГЕННАДИЙ II Схоларий

ГЕННАДИЙ II Схоларий

ГЕННАДИЙ II Схоларий (в миру Георгий Куртесий) – Константинопольский патриарх с 6 января 1454 г. по май 1456 г.; в 1463 г.; с августа 1464 г. по август 1465 г., выдающийся византийский богослов, писатель и общественный деятель; первый, кто занял кафедру Константинополя после падения Византийской империи. Исследователи полагают, что он родился в Константинополе около 1400 г. в богатой семье Куртесиев. Прозвище Схоларий, возможно, говорит о его учёных занятиях, хотя исследователи не исключают, что это фамильное имя. Его учителями были Марк Евгеник (с 1437  г. митрополит Эфесский), Иоанн Хортазмен, Иосиф Вриенник и Макарий Макрис. Георгий изучал логику, физику и право, самостоятельно занимался философией (отдавая предпочтение трудам Аристотеля), латинским языком. В начале 1430 гг. Георгий Куртесий открыл в Константинополе собственную школу, написал несколько учебников (в том числе «Грамматику» в двух частях). Среди его наиболее талантливых учеников были Феодор Софиан (его племянник) и Матфей Камариот. Георгий Куртесий вступил на поприще государственного деятеля, став членом синклита и одним из четырёх «вселенских судей ромеев» (1437–1447 гг.). В 1443–1452 гг. занимал пост «вселенского учителя», регулярно произнося торжественные проповеди по поводу церковных праздников. В качестве секретаря императора Иоанна VIII Палеолога (1425–1448 гг.) принял участие в подготовке унии церквей, предложив программу всестороннего обсуждения спорных богословских вопросов. В составе византийской делегации принял участие в Ферраро-Флорентийском соборе (1438–1439 гг.), где в отличие от Марка Евгеника поддержал унию, произнеся в её защиту несколько речей (их подлинность ставилась под сомнение, однако веских аргументов против их принадлежности Георгию Куртесию нет). Как светский человек он не мог участвовать в соборных заседаниях, но, тем не менее, способствовал делу унии. Этой цели служили сообщённые на Соборе три его речи (о пользе, трудности и возможности унии) и воззвание к грекам об угрожающей от турок опасности и о неотложной необходимости изыскать средства защиты. Как советник императора, он не скрывал политической подоплёки своей позиции на Соборе: объединение необходимо для того, чтобы спасти Константинополь; богословским основанием для этого должна служить истина веры. Уния виделась ему как догматическое объединение, а не «икономическое» примирение. Впоследствии Георгий Куртесий так объяснял логику, которой он в этот период руководствовался: «Я не отрицаю, что желал объединения с латинянами… Я не был настолько глуп, чтобы не желать этого, однако я искал единства, основанного на истине… Что же касается латинян, то я уже давно отверг их учение и вернулся к учению наших отцов, которого прочно придерживаюсь, готовый, скорее, лишиться всего, чем отказаться от него, поскольку убеждён, что не существует ничего более согласного с истиной». Узнав после возвращения в Константинополь, что уния решительно осуждается клиром и народом, он примкнул к её главному противнику, Марку Эфесскому, своему другу и духовному отцу. Не позднее 1442 г. под воздействием резкой критики святителя Марка и изменившихся политических обстоятельств Георгий Схоларий выступил с серией полемических антилатинских трактатов, а после смерти Марка (1447 г.) стал главой противников унии. Его выступления и сочинения против унии навлекли на него гнев императора Иоанна VIII Палеолога, а сменивший его Константин XI Палеолог (1449–1453 гг.) вынудил его удалиться в монастырь Харсианит в Константинополе, где Георгий принял монашество с именем Геннадий (1450 г.). В конце 1452 г. он выступил против попыток подписания нового соглашения об унии с прибывшим в Константинополь легатом папы кардиналом Исидором (бывшим Киевским митрополитом). После захвата Константинополя турками (29 мая 1453 г.) Геннадий Схоларий бежал из города, но был захвачен в плен и вместе с Феодором Софианом продан на невольничьем рынке в Адрианополе некоему магнату. Однако через несколько месяцев султан Мехмед II Завоеватель (1432–1481 гг.) вызвал Геннадия Схолария в Константинополь, окружил почестями и утвердил на патриаршей кафедре (фактически вдовствовавшей с 1451 г., после бегства на Запад патриарха-униата Григория III Маммы; 1443–1450 гг.). Поскольку храм Святой Софии был превращён в мечеть, под патриаршую резиденцию отвели сначала церковь Святых Апостолов, а затем монастырь Богородицы Паммакаристы. По выражению историка Дуки (около середины 1390 гг. – после 1462 гг.), Геннадий II Схоларий «предпочёл турецкий тюрбан латинской тиаре». Султанский берат признавал Константинопольского патриарха главой православного миллета (миллет-баши), облечённого не только духовной, но и административной и судебной властью (на христиан не распространялись правовые нормы ислама).

 



 
PR-CY.ru