ГРИГОРИЙ XVI - Страница 3

В сентябре 1845 г. произошло восстание в Романье, повстанцы захватили Римини, но затем были принуждены отступить и бежать в Тоскану. Понтификат Григория XVI ознаменовался конфликтами между католической церковью и рядом европейских государств. В 1832–1834 гг., в борьбе за престол Португалии между доном Мигелом и его братом доном Педру, Григорий XVI поддерживал дона Мигела, выражавшего интересы клерикальной партии и восстановившего в стране Орден иезуитов. После прихода к власти дона Педру в Португалии проводились либеральные реформы: была вновь запрещена деятельность иезуитов, упразднены церковная десятина и монашеские Ордены, закрыто большинство монастырей, а их собственность и земли были национализированы, государство установило жёсткий контроль за назначениями на епископские кафедры и другие церковные должности. Португальское правительство разорвало дипломатические отношения с Римом и закрыло нунциатуру в Лиссабоне. Протесты Григория XVI вызывали ужесточение антиклерикальной политики, пока народное недовольство не побудило португальскую королеву Марию II да Глорию (1819–1853 гг.) начать переговоры с Римом (1841 г.); в 1844 г. по соглашению между Григорием XVI и Португалией в Лиссабоне возобновила деятельность нунциатура. В Испании во время Карлистской войны (1833–1840 гг.) Григорий XVI поддержал дона Карлоса Старшего, оспаривавшего престол у королевы Изабеллы II (1833–1868 гг.). В борьбе с доном Карлосом Старшим, пользовавшимся поддержкой клерикалов («апостолическая партия»), регентша при Изабелле II Мария Кристина опиралась на либералов, побуждавших её проводить антиклерикальную политику. С 15 июля 1834 г. в Испании упразднялась инквизиция, в следующем году была запрещена деятельность иезуитов (4 июля) и большинства других монашеских Орденов и конгрегаций (октябрь), отменена церковная десятина, закрыты монастыри, за счёт конфискации церковного имущества для духовенства устанавливалось содержание от государства. С 1835 г. дипломатические отношения с Папским престолом были разорваны. В 1840 г. Мария Кристина выразила намерение примириться с Римом, но в том же году была свергнута, и новый регент генерал Бальдомеро Эспартеро (1793–1879 гг.) продолжил антиклерикальную политику. В 1843 г., после свержения Эспартеро, восшествия на престол Изабеллы II и установления правительства генерала Рамона Марии Нарваэса (1800–1868 гг.), сближение с Римом возобновилось. В 1845 г. было заключено соглашение, основанное на взаимных уступках, но полностью отношения между Испанией и папским престолом были восстановлены только после смерти Григория XVI. Крайне реакционная позиция Григория XVI вызывала всеобщий протест в католических кругах тогдашней Европы. Прекращение иностранной оккупации в 1838 г. уничтожило последние препятствия крайностям реакции, и в последние годы понтификата Григория XVI управление Папской областью дошло до полного разложения. Этим объясняется та популярность, которую приобрёл первыми шагами своей деятельности его преемник Пий IX (1846–1878 гг.). В 1834 г. в Швейцарии представители протестантских кантонов приняли «Баденские статьи», подчинявшие католическую церковь государственному контролю, обязывавшие духовенство приносить присягу на верность конституции своего кантона и вводившие свободу образования. 17 мая 1835 г. Григорий XVI осудил этот документ энцикликой «Commissum Divinitus». Несмотря на то, что заявленные в «Баденских статьях» меры не получили реализации, конфликт между католическими и протестантскими кантонами продолжал расти. В 1841 г. в протестантском кантоне Аргау были закрыты все католические монастыри; в то же время католический кантон Люцерн объявил католицизм государственной религией (1842 г.) и разрешил открыть иезуитскую коллегию (1844 г.). В 1845 г. семь католических кантонов – Люцерн, Швиц, Ури, Унтервальден, Цуг, Фрибур и Вале (Валлис) – объединились в союз (Зондербунд). Противостояние привело к гражданской войне между протестантскими кантонами и Зондербундом, завершившейся поражением католиков (1847 г.). Острый конфликт между Римом и правительством Пруссии возник в 1830 гг. по вопросу о смешанных браках между католиками и протестантами. Согласно нормам прусского законодательства, дети от смешанных браков должны были воспитываться в конфессии отца. Католическому духовенству запрещалось отказывать в венчании, если не давалось обещание воспитывать детей в католичестве. Однако большинство католических клириков не выполняли этого предписания. 25 марта 1830 г. папа Пий VIII (1829–1830 гг.) издал бреве «Litteris», требовавшее католического воспитания детей от смешанных браков, получивших венчание в католической церкви; это же требование было выражено Григорием XVI в энциклике «Summo iugiter studio» (27 мая 1832 г.). После безрезультатных переговоров с Римом прусское правительство в тайном соглашении с Кёльнским архиепископом Фердинандом Августом фон Шпигелем (1824–1835 гг.), епископами Мюнстера, Трира и Падерборна определило, что для заключения католического брака было достаточно наличия религиозных убеждений у лиц, вступивших в брак, без обещания воспитывать детей в католической вере.

 



 
PR-CY.ru