ГРИГОРИЙ VII - Страница 5

Отношения с норманнами принесли папе горькое разочарование. Большие уступки, сделанные им папой Николаем II, были не только бессильны остановить их продвижение в Центральной Италии, но и не смогли обеспечить ожидаемой защиты папства. Когда Григорий VII был в затруднении, Роберт Гвискар оставил его на произвол судьбы и вмешался, когда сам был встревожен угрозой немецкого вторжения. Захватив Рим, он покинул город, и народное возмущение привело к изгнанию Григория VII. В отношении некоторых стран Григорий VII пытался установить суверенитет со стороны папства и обеспечить признание его прав владения. В частности, он объявил, что Корсика и Сардиния «с незапамятных времён» принадлежат к Римско-католической церкви, а венгерскому королю Гезе I (1074–1077 гг.) папа объяснил, что его королевство принадлежит святому престолу. Вотчиной св. Петра представлялась ему и Испания, где папа, едва вступив на престол, благословил рыцарей на отбирание земель у мавров, – но только при условии, что будет признана его верховная власть над отвоёванными территориями. Филипп I Французский (1060–1108 гг.) из-за его практики симонии и насилия в отношении церкви представлялся со стороны папы потенциальной мишенью для критики. Отлучение от церкви казалось неминуемым, однако Григорий VII воздержался от приведения своих угроз в действия, хотя поведение короля не показало изменений к лучшему. Папа Григорий VII попытался организовать Крестовый поход в Испанию во главе с графом Эблем де Руси (около 1050 – 1103 гг.), требовал изъявления покорности от короля Англии. Однако Вильгельм I Завоеватель (около 1027/1028 – 1087 гг.) чувствовал себя в безопасности. Он активно вмешивался в руководство церковью, запретил епископам посещать Рим, делал назначения в епархии и монастыри и не беспокоился по поводу слов папы. Григорий VII не имел возможности заставить английского короля изменить его церковную политику, поэтому предпочитал игнорировать то, что он не мог одобрить, и даже считал целесообразным заверить его в своей особой любви. Григорий VII, по сути, наладил контакты со всеми странами христианского мира. Однако эти отношения не всегда имели политическую окраску, часто это была просто переписка. Так, его письма доходили до Польши, Киевской Руси и Чехии. Он безуспешно пытался привести Армению в более тесное общение с Римом. Киевский князь Изяслав Ярославич (1024–1078 гг.), сын Ярослава I Владимировича «Мудрого» (1019–1054 гг.), изгнанный из Киева, послал своего сына Ярополка (1043/1047 – 1083 гг.) в Рим с просьбой о помощи для своего восстановления на киевском престоле. При этом князь унизился до того, что обещал признать не только духовную, но и светскую власть папы над Русью. Григорий VII принял просьбу с радостью и написал письмо Болеславу Польскому (врагу Генриха IV) с просьбой об оказании помощи Изяславу. Исследователям не известно, помогло это письмо или нет, но в 1076 г. умер Святослав, а добродушный Всеволод, не желая распри, заключил мир с Изяславом и уступил ему киевский престол, оставив за собой Чернигов. В 1071 г. норманны завоевывают Бари, последний оплот Византии в Италии. Григорий VII стремился уловить момент, чтобы подчинить власти Рима и империю василевсов Византии, только что потерпевшую тяжкое поражение от сельджуков при Манцикерте (1071 г.), стремился навязать Византии унизительную церковную унию. Дипломатические переговоры с византийским императором Михаилом VII Дукой (1071–1078 гг.) в 1073 г. провалились. Тогда Григорий VII решает прибегнуть к силе оружия: в 1074 г. он замышляет направить в Византию рыцарскую армию с Запада, лицемерно поставив ей задачу «выручить» из беды греческую церковь, которой угрожают неверные. Иначе говоря, он первым начал призывать к Крестовому походу против сельджуков, впрочем, безрезультатно, а название «Крестовые походы» появилось через сотни лет. Папа Григорий VII тратил огромные деньги на содержание наёмного войска. В целом его реформа, получившая название «григорианской», утвердила концепцию власти папы как высшего нравственного арбитра и общепризнанного лидера западного христианского мира. Она способствовала централизации церковного управления под началом Ватикана и формированию многонационального христианского сообщества – «Respublica Christiana» («Республика христиан»). Григорий VII был первым папой, облачившимся в ставшие традиционными бело-красные одежды (белые ряса и носки и красные колпак, моцетта и обувь). Пишут, что он имел трёх любовниц, не считая мимолётных связей. Все три избранницы состояли в близком родстве со злополучным королём: одна из них (Агнесса) – мать самого Генриха IV, другая (Беатриса) – тётка того же Генриха IV, третья (Матильда) – дочь Беатрисы, жена герцога Лотарингского. См. также ПАПА РИМСКИЙ



 
PR-CY.ru