ГЕЛАСИЙ I

ГЕЛАСИЙ I – папа Римский с 1 марта 492 г. по 21 ноября 496 г., причисленный католической церковью к лику святых, хотя его учение об евхаристии и расходилось с позднейшим. Первый значительный теолог, чётко разграничивший сферы влияния церкви и государства. Геласий, как он сам писал в письме к императору Анастасию I Дикору (491–518 гг.), был «Romanus Natus» – «урождённый римлянин». Тем не менее, Liber Pontificalis сообщает, что он был «natione Afer» («африканец») и поэтому имел «цветную кожу» (смуглую). «Afer», однако, означало уроженцев провинции Африка, а не Африки как таковой. Геласий I был родом из Кабилии (Алжир), населённой берберами, чья кожа не была смуглой. Перед своим избранием папой Римским Геласий I был близким советником папы Феликса III (483–492 гг.), в частности, участвовал в подготовке документов церкви. Поэтому его избрание было проявлением преемственности. Геласий I известен тем, что в 493 г. утвердил окончательную редакцию свода Нового Завета. После своего избрания на папский престол он сразу же показал силу своего характера в споре с последователями Константинопольского патриарха Акакия (471–488 гг.). Несмотря на все усилия нового Константинопольского патриарха Евфимия (489/490 – 495/496 гг.) и угрозы императора Анастасия I Дикора, которые пытались получить независимость от Апостольского Престола, Геласий I отказывался предоставлять даже малейшие привилегии Восточной церкви. Раскол был связан с поддержкой Анастасием I монофизитов, чьё учение папа воспринимал как ересь. В книге «De duabus in Christo naturis» («О двойственной природе Христа») Геласий I увлечённо критиковал монофизитство. Кроме того, он попытался вернуть себе контроль над Александрийским и Антиохийским патриархатами, но время его понтификата оказалось слишком коротким для достижения этой цели; раскол между Римом и Константинополем продолжался до понтификата папы Гормизда (514–523 гг.). Геласий I следовал римской традиции, по которой власть церкви была auctoritas (законодательной), а власть императора porestas (исполнительной); в римском праве auctoritas превосходил porestas. Однако в тогдашних реалиях Геласий I признавал политическое верховенство короля-арианина Теодориха (451–526 гг.), помогая предводителю остготов (мечтавшему создать федерацию новых королевств Западной Европы против Византии) искать контакты с италийской аристократией, враждебной арианству. Основываясь на «апостольском решении, поддерживаемом словами Христа, преданием древних и канонами», он укрепил приоритет Римской церкви, боролся с константинопольским патриархатом, утверждая, что папа, наследник Петра-скалы, на которой зиждется церковь, может осуждать, отлучать, кассировать  приговоры других епископов собственной властью. Вслед за Римом стоят второй и третий «престолы Петра». Антиохия и Александрия. Геласий I не признавал равенства Константинополя с Римом, поскольку об этом не знают каноны, а пребывание императора не может иметь значения. Он ссылался на Священное Писание: Мельхиседек соединял в своём лице власть царя и священника, но Христос, принимая во внимание слабость человеческой природы, разъединил обе власти.

 



 
PR-CY.ru