ГРИГОРИЙ НИССКИЙ - Страница 4

Учение о лице Иисуса Христа совпадает у Григория Нисского с учением Григория Богослова. В лице Богочеловека он видит соединение двух совершенных природ – Божественной и человеческой. Но терминология учения Григория Нисского о лице Иисуса Христа является далеко не законченной и не безупречной, с точки зрения позднейшего православия. Для обозначения единения двух совершенных природ в лице Иисуса Христа он употребляет термины «соединение», «слияние», «соприкосновение», «смешение»; из них термином «соприкосновение» пользовались впоследствии несториане, а терминами «соединение», «слияние» и «смешение» – Евтихий и монофизиты. Григорий Нисский защищал сотериологическую теорию Оригена, согласно которой Сын Божий воплотился для того, чтобы обольстить дьявола, скрыв своё Божество под видом смиренного человека, а страдал и умер для того, чтобы по договору с Сатаной заплатить ему своей душой за освобождение всего человеческого рода. В эсхатологии Григорий Нисский также повторяет учение Оригена о всеобщем восстановлении и уничтожении зла. Это учение Григория Нисского вытекает из его неоплатонического понятия о зле. Бытие в собственном смысле принадлежит только Богу. Всё существующее может иметь источник своего бытия только в Боге. Следовательно, оно не есть реальность. Оно – отсутствие добра, как тьма есть отсутствие света. Как явление отрицательное оно не может существовать вечно. Смерть есть величайшее благо. Тело человека должно умереть и разложиться для того, чтобы от него отделилось всё, привнесённое в него грехом: тленность и закон греха. Нравственное развитие продолжается и за гробом. Души младенцев начинают своё нравственное развитие уже за гробом и переходят постепенно от безразличного состояния к блаженству. В последний день человек воскреснет в том же теле, которое он имел во время земной жизни. Это возможно потому, что, во-первых, после разложения тела непространственная душа остаётся связанной со всеми частицами материи, входящей в состав его тела; во-вторых, душе как формирующей силе принадлежит способность сообщать телу, оживляемому ею, определённый облик, остающийся неизменным при всех изменениях тела. В последний день душа соберёт все частицы принадлежавшего ей тела и сообщит им свойственную ей форму (это тоже влияние учения Оригена). На всеобщем суде вся тварь почувствует всё безумство греха и пожелает врачевания. Согласно этому желанию, любовь Божья пошлёт ей спасительные страдания в очистительном огне. По истечении весьма долгого времени этими страданиями будут очищены все грешники и сам инициатор греха – дьявол. Вместе с этим исчезнет бесследно зло, и будет Бог всё во всех. Такова в очень кратком изложении суть учения Григория Нисского. На него в гораздо большей степени, чем на Василия Великого и Григория Богослова, оказали влияние взгляды Оригена, что несколько скомпрометировало его славу и отразилось на посмертном авторитете Григория Ниского – его читали и на него ссылались реже, чем на других «избранных отцов». С особенной полнотой ощутил на себе его влияние преподобный Максим Исповедник (580 – около 662 гг.), один из самых выдающихся Отцов церкви. Соч. на русском языке: О жизни Моисея законодателя. М., 1999; Об устроении человека. СПб., 2000; О цели жизнипо Богу и об истинном подвижничестве; Послание к чадам своим // Творения древних отцов-подвижников. М., 1997.



 
PR-CY.ru