ГРИГОРИЙ НИССКИЙ - Страница 3

Григорий Нисский разработал и учение об ангелах, в основе которого лежит строгое понятие об их духовности как неприложимости к ним никаких пространственных и материальных определений; об их размножении, непонятном для человека, происходящем чистым и святым способом; объяснение различий в мире ангелов из степени их свободно-нравственных усилий приблизиться к Богу, в чём не без основания исследователи также усматривают влияние учения Оригена. Тем самым Григорий Нисский вывел понятие «духовность» за пределы его рационального познания: если можно определить критерии интеллектуальности, то критерии духовности непонятны для человека. Много оригинального заключается в его учении о физическом мире и человеке. Для объяснения происхождения телесного из бестелесного Григорий Нисский отрицает материальность вещества: если мы отнимем у предмета все его качества, в остатке получится ноль. Качества же суть наши понятия, следовательно, бытие духовное. Бог творит качества как духовные начала, а их совокупность и есть материальный мир. «Если Бог нематериален, откуда материя? – спрашивал он. – Каким образом количественное от неколичественного, видимое от невидимого, определяемое объёмом и величиной от не имеющего величины и определённого очерчения и всё прочее усматриваемое в материи? Как и откуда произвёл это Тот, в природе Коего нет ничего подобного?» Не из Себя, конечно, отвечал Григорий Нисский, и не из чего-либо иного. Ибо иного нет. Значит, материя на самом деле нематериальна. Действительно, из усматриваемого в теле ничто само по себе не есть тело. Материальное бытие есть не что иное, как стечение, соединение или взаимодействие духовных качеств; и с прекращением этого взаимодействия прекращается материальность вещи. Другими словами, материя есть как бы оборотная сторона духа, и всё материальное духовно по своей сути. Таким образом, нет ничего несообразного в том, что бестелесная сущность произвела умопостигаемые начала телесного бытия. Причина того, что истинно духовные вещи так непостижимо далеки от окружающего нас физического мира, объясняется его недостаточностью или ограниченностью его духовного единства, которое произошло вследствие отпадения Сатаны, увлёкшего мир в пучину греховности. Та же ущербность видна в природе человека. Бог сначала создал чисто духовный мир, затем мир материальный и, наконец, человека как связь, средоточие и потому увенчание обоих миров. Человек – венец и царь творения, должен был обитать в мире, как в своём дворце. Но по самоуверенности он дал Сатане искусить себя, впал в грех и тем самым обратился к небытию: к саморазложению или тлению смерти. Это привело к падению и нарушению его первоначальной идеальной природы. Отъединившись от Единого, человек разъединился в себе на «умное» и «чувственное», а через второе обратился к материи и начал вбирать в себя её безобразность. Григорий Нисский считал учение Библии о рае и первобытном состоянии человека слишком детским и не соответствующим величию Бога и потому объяснял его аллегорически. Рай, по его толкованию, находился не на земле, а на небе. Человек мог обитать в нём потому, что был чужд грубой плоти. Только после грехопадения Бог заменил эфирную телесность человека более грубой. Древо жизни и древо познания реально не существовали, а вкушение от древа жизни означает повиновение верховному закону блага и блаженство как следствие этого. Вкушение от древа познания добра и зла свидетельствует о том, что человек избрал для себя зло, введённый в заблуждение свойственной ему видимостью добра. Проблема исправления человека состоит в том, что спасение индивидуальной личности невозможно. Грешная человеческая природа изначально есть даже в новорождённых младенцах. Именно с целью исправления этой природы и пришёл в мир Христос. В Иисусе человеческое существо было оправдано и безгрешно. В Нём заключались две полные и совершенные природы – Божественная и человеческая. И как Адам своим падением подверг человеческую природу смерти, так и Он явился в мир, чтобы Своей святостью победить смерть. Григорий Нисский писал: «Не по причине рождения последовала Его смерть, но, наоборот, ради смерти принято рождение… Должно было совершиться возвращение всего естества от смерти. И потому, как бы простирая руки к лежащему и для сего приникнув к трупу, Христос настолько приблизился к смерти, что коснулся омертвения и собственным телом Своим начинает воскресение естества, Своею силой восстановив человека».

 



 
PR-CY.ru