ГРИГОРИЙ НИССКИЙ

ГРИГОРИЙ НИССКИЙ (332/340 – около 394 гг.) – младший брат епископа Кесарии Каппадокийской Василия Великого (329/330 – 379 гг.), друг Григория Богослова (Назианзина), один из трёх «Великих каппадокийцев». Большой мастер философской прозы, он оказал огромное влияние на средневековую литературу (не только византийскую, но и западную) своим вкусом к хитроумному аллегоризму. О молодости Григория Нисского почти ничего не известно. Учился он, по-видимому, только на родине, – вероятно, в Кесарии риторике и философии. Сам он называл брата Василия своим учителем и с особенным благоговением говорил о нём впоследствии. Впрочем, по его собственному признанию, он «немного жил в сообществе брата и лишь настолько был наставлен его божественным языком, насколько то было нужно, чтобы понимать невежество не посвящённых в тайны красноречия». Иными словами, он учился у брата только риторике. Кроме брата в числе своих наставников Григорий называл также сестру Макрину, и ей также посвящал благодарные воспоминания. В родительском доме он был окружён атмосферой аскетической и вместе с тем высококультурной. Но о подробностях его образовательного пути исследователям трудно сказать что-нибудь определённое. В молодости Григорий пережил философские искушения. Уже принявший звание чтеца, зачисленный в клир, он сделался учителем красноречия, мечтал о карьере ритора, занимался самообразованием, увлёкся изучением языческой литературы. К тому же времени, вероятно, относятся его усиленные занятия внешней философией, а затем изучение греческого христианского теолога, философа и учёного Оригена (около 185 – около 254 гг.). Кроме него на Григория большое влияние оказал выдающийся представитель еврейского эллинизма Филон Александрийский (около 25 г. до н.э. – около 50 г. н.э.). Под влиянием семьи Григорий вернулся к церковному служению и, хотя вступил в брак, женившись на образованной христианке Феосевии, вёл жизнь девственную и аскетическую. Одно время он, по-видимому, жил в Понтийском монастыре брата на берегу Ириса. Григорий не был человеком сильного характера. Хотя Василий не считал его пригодным для ответственных поручений, однако в 372 (или 371) г. посвятил его в епископы небольшого каппадокийского городка Ниссы (откуда и прозвище). В борьбе с арианами, евномианами и аполлинаристами Григорий Нисский помогал брату не как деятель, а как писатель и богослов. Эта догматическая борьба навлекла на него преследования. Его призвали на суд в Галатию. Каппадокийский наместник Демосфен приказал доставить его под стражей. Но Григорий бежал (в 375 г.). В 376 г. он был осуждён заочно по ложному обвинению в растрате церковного имущества и незаконном посвящении. Хотя ариане низложили его, но после смерти императора-арианина Валента (328–378 гг.) он вернулся к пастве. Считая себя преемником идей великого брата, к тому времени скончавшегося, Григорий Нисский продолжил богословские труды, в частности, написал собственное «Толкование на Шестоднев». По поручению Антиохийского собора 379 г. он принял инспекционную поездку по Аравии и Палестине, побывал в Малой Армении, где был против его воли избран Севастийским митрополитом и пробыл в этом «вавилонском пленении» несколько месяцев. Вернувшись, Григорий Нисский участвовал в заседаниях на Втором Вселенском соборе (381 г.), где пользовался среди отцов большим авторитетом. В указе императора Феодосия I Великого (379–395 гг.) после Собора он оказался одним из тех, единомыслие с которыми служило мерилом православия, и обращение с которыми было обязательным для признания ортодоксальности. В последние годы Григорий Нисский удалился на покой и занимался преимущественно мистическим богословием, изредка принимая участие в заседаниях очередного Собора. В частности, в 382 и 383 гг. он снова был в Константинополе на Соборах и продолжал борьбу в арианами, а в 394 г. (видимо, в последний раз) участвовал в Соборе по делам аравийских церквей. Вероятно, вскоре после этого он скончался. Его влияние в это время было необычайно сильным. Современники видели в Григории Нисском великого защитника православия против ариан и аполлинаристов; часто именовали «столпом православия» и «отцом отцов». Григорий Нисский не построил богословской системы, хотя и был по своему духовному типу систематиком. Его широкая литературная деятельность началась уже после смерти брата.

 



 
PR-CY.ru