ГРИГОРИЙ ЧУДОТВОРЕЦ - Страница 8

Автором «Слова к Татиану» здесь называется «великий Григорий Чудотворец». Рукописная традиция относит это произведение к Григорию Чудотворцу и Максиму Исповеднику. Согласно Ж. Лебретону, трактат – компиляция V–VII вв. В пользу авторства Григория Чудотворца выступали Риссель, Дрезеке, Сагарда. С его именем в разных сборниках фрагментов из творений древнецерковных писателей сохранились фрагменты догматического, экзегетического и нравственно-аскетического содержания. В «12 главах о вере» приводятся анафематизмы еретических воззрений, которым автор противопоставляет правильное, по его мнению, учение. Во второй части каждой главы даётся более подробное изъяснение сути каждого анафематизма. Сочинение носит антиаполлинарианский характер и находится в тесной связи с двумя книгами «Против Аполлинария», приписываемыми Афанасию Великому. «Подробное изложение веры» сохранилось в греческом оригинале, латинском и сирийском переводах. Долгое время сочинение приписывалось Григорию Чудотворцу, однако уже в древности (начиная с Феодорита Кирского) появились свидетельства того, что оно в действительности принадлежит Лаодикийскому  епископу Аполинарию Младшему. Содержание произведения (триадология, христология, пневматология) указывает на его происхождение во второй половине IV в. Особую группу составляют проповеди, приписываемые Григорию Чудотворцу. Известно 11 проповедей (бесед), связанных с его именем, однако ни одна из них ему не принадлежит. К ним относятся: три беседы на Благовещение (первая сохранилась также в сирийском, армянском, грузинском, славянском, арабском переводах, вторая – в армянском и грузинском, третья во многих греческих и славянских списках атрибутируется Иоанну Златоусту); «Беседа на святое Богоявление» (сохранилась во многих греческих рукописях, в сирийском переводе приписывается Иоанну Златоусту); «Беседа на всех святых»; «Беседа на Рождество Христово» (сохранилась в армянском переводе, греческий оригинал печатается среди творений Иоанна Златоуста); небольшой отрывок «Беседы о Воплощении» (сохранился в той же армянской рукописи, что и предыдущая беседа); «Похвала Пресвятой Богородице и Приснодеве Марии» (сохранилась в армянской рукописи, греческий текст – среди неподлинных бесед Иоанна Златоуста под названием «На Рождество Христово»); «Похвальное слово Пресвятой Богородице и Приснодеве Марии»; «Похвальное слово в честь святого первомученика Стефана» (оба слова также сохранились в армянских рукописях); «Беседа в честь Пресвятой Богоматери Приснодевы» (сохранилась в армянском переводе, греческий оригинал совпадает с беседой, приписываемой Григорию Нисскому). Среди приписываемых Григорию Чудотворцу произведений выделяются также заклинательные молитвы над бесоодержимыми, содержащиеся в некоторых греческих и славянских рукописях, в Требнике Петра (Могилы). Василий Великий упоминает о «Диалоге с Элианом» Григория Чудотворца (текст его не сохранился). Также не сохранились письма Григория Чудотворца, существование которых исследователи предполагают на основании свидетельства Иеронима.



 
PR-CY.ru