ГРИГОРИЙ ЧУДОТВОРЕЦ - Страница 4

Краткое «Житие» Григория Чудотворца переведено не позднее первой половины XII в. в составе Пролога в редакции Мокисийского епископа Константина и в составе Пролога Стишного в первой половине XIV в. у южных славян или на Афоне не менее чем дважды. Перевод службы Григорию Чудотворцу был сделан не позднее 1060 гг., старшие списки в составе новгородских служебных Миней 1097 г. и XII в. (текст опубликован И.В. Ягичем). Новый перевод службы выполнен на Афоне или в Болгарии в первой половине XIV в. в составе служебных Миней по Иерусалимскому уставу. Каменная церковь, посвящённая Григорию Чудотворцу, была построена в Москве царским духовником Андреем Савиновым Постниковым в XVII в. Иконография Григория Чудотворца как епископа (в фелони, с омофором, с Евангелием в руках) получила распространение в средневизантийский период; известны его единичные изображения как преподобного в монашеском облачении, со свитком (церковь Иоанна Златоуста в Кутсовендис, Греция; XI в.). Одно из его ранних изображений в составе святителей было представлено на мозаике в тимпане наоса собора Св. Софии Константинопольской (около 878 г.; не сохранилось, известно по рис. Г. Фоссати). С конца средневизантийского периода его образ помещается, как правило, в зоне вимы в ряду образов других святителей (например, роспись церкви Панагии Халкеон в Фессалонике; 1028 г.) – изображения четырёх святителей Григориев (Чудотворец, Акрагантский, Богослов, Нисский) в алтарной нише под образом Богоматери Оранты, между окнами апсиды. Мозаика в малой полусферической северо-западной нише в наосе кафоликона монастыря Осиос Лукас (1030 гг.) – погрудно, в фелони, с Евангелием в покровенной руке. Есть мозаики в апсиде собора Св. Софии в Киеве (1037–1045 гг.), в диаконнике кафоликона Успения Пресвятой Богородицы монастыря Дафни (около 1100 г.) – вместе с Николаем и Григорием Акрагантским, а также в росписи церкви Панагии Мавриотиссы в Кастории (конец XII в.), в росписи церкви вмч. Пантелеимона в Нерези (1164 г.) и др. Один из редких памятников иконописи с единоличным образом Григория Чудотворца – византийская икона комниновского периода, предназначавшаяся для темплона или входившая в состав икон с образами святителей, украшавших апсиду (первая половина XII в., Константинополь). Святитель представлен прямолично, чуть ниже пояса, в однотонной охристой фелони и белом омофоре с чёрными крестами, с Евангелием в покровенной левой руке, правой благословляет. В росписи русских храмов был изображён (предположительно) в церкви Успения Пресвятой Богородицы на Волотовом поле близ Новгорода (не сохранилось) – на северной стене в жертвеннике, в церкви вмч. Феодора Стратилата на Ручью в Новгороде (80–90 гг. XIV в.) – в медальоне на юго-восточном пилоне в виме рядом с тремя святителями Григориями (Нисским, Акрагантским и неизвестным) и др. Образ святителя устойчиво присутствует в минейных циклах, начиная с ранних иллюминированных минологиев: императора Василия II (под 18 ноября); Ватиканского; из Национальной библиотеки в Париже; Синаксаре из Давидгареджийского монастыря; из Королевской библиотеки в Копенгагене; из монастыря Дохиар на Афоне, а также на иконе (везде в рост) и в настенных минологиях ряда сербских церквей: Христа Пантократора монастыря Дечаны (1335–1350 гг.), вмч. Димитрия Маркова монастыря (около 1376 г.) – предположительно, изображение погрудное, – св. Апостолов (св. Спаса) в Печской Патриархии (1561 г.), свт. Николая в Пелинове (1717–1718 гг.), в церкви Св. Троицы монастыря Козия в Валахии, Румыния (около 1386 г.). В греческом иконописном подлиннике начала XVIII в. («Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота) облик святителя описан следующим образом: «Старец кудрявый, с короткою бородою». В русской традиции, согласно иконописным подлинникам XVIII в., он «сед, плешив, брада проста, подоле Николины (свт. Николая Мирликийского), риза кресты багор, испод вохра, амфор и Евангелие». В составленном В.Д. Фартусовым «Руководстве к писанию икон святых угодников Божиих» (1910 г.) о Григории Чудотворце сказано: «Типом славянин г. Неокесарии; великий старец, сед, с небольшой кругловатой бородой, почти средней величины; плешив; лицом худощав, но приятен, кроток и любвеобилен; одежда – фелонь и омофор. В руках посох, как у старика».

 



 
PR-CY.ru